Мунга-Герман и святой апостол Андрей

Родом я из Великого Новагорода. Нас было два брата. Отец наш был   князь   новгородский   Помпей. Старшего брата моего звали Перей-Туча, а меня — Мунга. Жили мы с братом на правом берегу Волхова в великой любви и  согласии.   Брат  мой  имел  у себя одного сына и дочь. Сына его звали Яромиром, который в одно время купался в реке Волхове и получил себе великую и неисцелимую болезнь, для исцеления которой один престарелый жрец и великий волхв предсказал: нужна кровь и вода, но не славянорусская, а чужеземная и праведная.

Тогда мы с братом и по общему совету жрецов обрекли всех чужеземцев, едущих той рекой мимо нас, из десяти убивать каждого десятого, и кровью убитых стали мазать больного и смывать оную водою реки Волхова. Такой наш варварский приказ долгое время исполнялся в точности: убивали, мазали, смывали, но  пользы болящему никакой не было, окроме что день ото дня болезнь молодого князя умножалася. В число таких несчастных чужеземцев угодил и святой апостол Андрей Первозванный, проповедовавший в Скифии и теперь едущий кораблем из Новагорода в свое отечество чрез море Неву; он по жребию как раз вышел десятый, потому его и представили по обычаю к нам.

В ночь пред проездом апостола мимо нас болящий увидел во сне видение: стоящего на корабле апостола и плывущего вниз по реке дивно одетого странного мужа, о котором невидимый голос сказал: «Этот странный один только и может исцелить тебя от болезни!» Услышав такую радостную весть, болящий проснулся. И рассказал вещий сон свой отцу и мне. При этом он рассказал, как выглядел тот странник и в какую он был одет одежду, до подробности. Еще слова его были на устах болящего, как служители наши привели к нам странного того. Подобие его и одежда поразили нас, и мы забыли все, страх и трепет напал на нас, и мы ушли от болящего в иную горницу, куда привели и странного того мужа.

В это самое время болезнь напала на князя Яромира с новой силой и он стал уже готовиться к смерти. Вскоре за сим поразили слух наш громкий вопль и рыдания матери болящего и всех бывших тут с ней у одра болящего. Услышав это, мы почуяли, что князь помирает. Сердца наши замерли от ужаса.
В это время брат мой в исступлении, и не помня себя, падает к ногам странного того и просит его исцелить от болезни сына, уже умирающего. Новый крик плача уверил нас в том, что Яромир уже помер. Брат мой едва от этого не лишился рассудка.

Странник поднимает с полу брата моего и кротко говорит ему: «Бог, которого я слуга, может воскресить и исцелить сына твоего, только веруй в него, как я верую, и сделайся христианином». Слово «христианин» привело брата и меня в смущение. Великая ненависть к христианской вере посеяна была в нас жрецами нашими. По словам их, это самая злая вера во Вселенной, основанная якобы на крови. Но плачь и рыдание над умершим Яромиром заставили нас забыть все мнимые ужасы и кровавые обряды христианской веры. Перей-Туча сказал странному тому мужу: «Если будет слово твое право, то я со всем домом моим приму христианскую веру!»

Тогда странный оный подошел к одру умершего юноши, велел умолкнуть плачущим, помолясь довольно Богу у одра умершего, взял его за руку и громко сказал ему: «Именем Бога Иисуса Христа, юноша, тебе глаголю: «Восстани!», и со словом этим за руку воздвиг умершего князя, как ото сна, сделал его здоровым, никогда не болевшим и отдал его родителям.

Тут брат мой, и княгиня, мать умершего сына, и воскресший молодой князь поверглись к стопам странного того мужа, а с ним пали ниц и бывшие тут сродичи и друзья наши, единогласно и единодушно пожелали они все быть христианами. К этому желанию присоединились три сына сестры нашей, князья по именам Имн, Пимн и Римн.

Жрецы, пришедшие мазать кровию странного того, видя такое чудо, сочли за чары, и видя у всех бывшее желание стать христианами, удалились в великом гневе на князя Перея-Тучу и на странного того мужа.

Весь род наш: и знакомые, и близкие нам, и слуги наши — приняли от апостола христианскую веру, и все крещены были от него. При крещении моем получил я себе имя вместо Мунги — Германа.

Чрез некоторое время по утверждении нас в христианской вере апостол Андрей собрался в путь в  свое  отечество  водою чрез  море Неву и  море  Варяжское.   Взял он меня с собой в ладью, а потом оставил на этом острове проповедовать христианскую веру; оставил он мне на память и каменный крест, и свое благословение на остров тот. А вышесказанные князья Аркадий и Кустодий, дети сестры нашей Доротеи, пошли, по слову апостола Андрея, проповедовать христианскую веру в разные стороны, а именно: Имн ушел на берега реки Вислы, и есть он тот самый, который послал тебя ко мне. Пимн же ушел в Великий Новогород,  который там возвратит тебе  назад двух сыновей твоих.  А Римн живет теперь в Ростове и является ныне искренним другом  брата  моего  князя  Перея-Тучи, туда переселившегося. Перей — он же во святом крещении Петр, — живет сейчас в окрестностях Ростова близ Брутовщинина ручья, на месте развалин терема скифской царицы Артаксии. А Римн поселился на берегу Нерли в пещере мудреца Клеобула. Если судьба приведет тебя, князь Дометий, в Ростов, то племянник мой там будет тебе не лишний. Что же касается  до   Новагорода,   то  там   найди   старца Пимна и он все для тебя сделает. Так закончил добрый Герман свой рассказ. Основанный им на острове Валааме Спасо-Преображенский Валаамский монастырь ныне источник   неиссякаемой   благодати   Христовой на вечные времена.

Источники: mapcy.narod.ru