Церкви

  1. О деревянной Софии Новгородской;
  2. Церковь Успения Богородицы;
  3. Церковь Никольская из Тухоли;
  4. Церковь Никольская из Мякишево;
  5. Церковь Рождества Богородицы;
  6. Церковь Успенская из Никулино;
  7. Церковь Никольская из деревни Ворний Остров;
  8. Церковь Троицкая из Рекони.

О деревянной Софии Новгородской 

- Так была ли деревянная новгородская София или нет? Если была, то когда срублена? В год Крещения Руси или позже? Дубовая или, например, сосновая, еловая...? Где стояла? Каких размеров? Какая в плане и объеме? Каких хотя бы в общих чертах архитектуры? Когда и от чего сгорела: от молнии, случайно оброненного огня или "сознательно" вознеслась с помощью рук человеческих, дабы не быть "старой" соперницей уже возведенной новой каменной?

- Вопросов много. Ответов почти нет, по крайней мере они скудны. На вопрос "была ли?" скорее можно ответить положительно. Вряд ли разные новгородские летописи будут повторять это известие как легенду, правда в несколько измененном виде, место тоже указано, хотя и не совсем точно. Церковь Бориса и Глеба (она раскрывалась раскопками перед войной) стояла за оврагом, сооружена в середине XII века, когда к северному ядру детинца был прибавлен и южный его конец примерно таких же размеров. Окончательно решить этот вопрос можно археологическими раскопками.
- Если была, то какая, хотя бы гипотетически?

- Попытки реконструировать ее план уже были. По просьбе М.Х. Алешковского и я делал рисунки ("Новгородская правда" за 19 февраля 1969 г.). Один из них повторен в газете "Новгород", №20 за 1995 г. Прошло много лет. От основной идеи я не отказался, хотя при обдумывании вносил коррективы и в план и весь объем. Но это лишь одна из гипотез.

- Какие были предпосылки? Из каких принципов исходил автор реконструкции?

- Из самых общих. Русь приняла официальное крещение, когда в государстве было достаточно много христиан, во всяком случае, среди верховной знати. Ведущие представления о мироздании не входили в противоречие с христианством, напротив, были общими. Как, например, Ветхий и Новый заветы Библии. Ведь если отвергнуть насквозь "языческий" (по существу народный) Ветхий завет - распадется Библия. К таким представлениям и символам относятся круг и крест в их совмещении: крест в круге или на круге. Человек видит горизонт вокруг себя. Он видит, что ночь сменяется днем, утро вечером. Вот вам и символ, а также основные направления по странам света и их промежутки. Круги человек в природе встречал не очень часто, но предельно выразительно: круглый обруб дерева, круглое кострище.... Наконец, сам очерчивает круг около себя, оберегаясь от "нечистой силы". Крест в круге как многозначный символ появился задолго до появления христианства. Он мог символизировать добычу огня, земледелие (вырубили деревья и кустарники, сожгли, вспахали вдоль и поперек да еще по диагоналям) и что-нибудь другое, но очень важное. Вспомните капище на Перыни: приподнятая над землею круглая площадка, а около восьмилепестковая траншея с остатками кострищ. А так называемые "Круглые" намогильные кресты, многие из которых стали вкладными (или закладными) на стенах церквей.

Теперь перейду к "Устюжской легенде", часто приводимой исследователями.

Суть ее такова. В Великом Устюге есть Успенский собор. Первое упоминание о нем относится к 1290 г. и связано со строительством деревянной постройки. Чуть более чем через сто лет сгорел и срублен вновь. Но его постигла та же участь. В 1399 г. по распоряжению новгородского архиепископа опять срублен такой же. Участь повторяется в конце XV века. В 1492 г. плотники рубят церковь, но "кресчатого" плана, что не понравилось устюжанам: почему не по старине, не "круглую о двадцати стенах"? И принудили исправить ошибку. И такая церковь простояла да XVII века, когда ее сменила каменная.

Какая приверженность традиции на протяжении почти 400 лет! "Мостик" можно перебросить и поближе к нам - Преображенской церкви в Кижах, построенной в 1714 г. А это почти полтысячи лет. Ведь она "круглая о двадцати стенах". Между концом X века и концом XIII века триста. Итого свыше 700.

- Ведь из стен венчатой конструкции нельзя сделать круг?

- Нельзя. Но так называли, так было принято. Даже пятистенный бревенчатый алтарь был "круглым" и уж конечно "круглыми" шестистенные, восьмистенные башни Дерево как строительный материал на Руси использовался ранее, чем камень и кирпич, с появлением их материалы тесно "сдружились".

Я еще не сказал о других трех важных представлениях о мироздании и выражавших их символах: небесном своде-куполе, высоте и... красоте. 

Первое княжеское оно же духовное сооружение в Новгороде имело общегосударственное значение для Киевской Руси. А верно ли само это название государства? Ведь территория Новгородской земли несколько позднее могла вместить все остальные княжества, вместе взятые. К тому же Новгород Великий имел особые привилегии, зафиксированные в "Ярославовой грамоте". В нем правил старший сын великого князя, защищал его престол от посягательств и занимал его в случае смерти отца.

Вернемся к храму. Он конечно должен был быть вместительным и высоким. Восьмигранник с четырьмя прямоугольниками, представляющими алтарь и паперти перед тремя входами, по длине и ширине составлял не менее 15 м., а в высоту и более. Перекрыть такой восьмерик в 15-16 м. куполом было крайне сложно для того времени. Оставался один выход - поставить внутри основного помещения столбы, связать их между собою стенами-балками, на балки-диафрагмы в несколько венцов водрузить центральный восьмигранный "верх" и восемь малых. Остальные четыре "верха" - на алтарь и паперти. Вот их и 13, символизирующих Христа и 12 апостолов, из которых четыре еще и евангелисты.

Венчатые конструкции стен в сочетании со столбовыми и балочными известны на Руси за несколько столетий до возведения храма. Можно предположить богатейшее убранство первого церковного здания, например, иконы, роспись, резьбу.... Вспомним остатки резных дубовых колонн, найденных в Неревском раскопе.... Но следует остановить фантазию. Может быть, еще при нашей жизни археологические исследования подтвердят, уточнят или опровергнут эти теоретические размышления.

Развитие типов русских деревянных храмов нельзя представить по схеме: от простого к сложному.

Солидный отрезок времени с X по XV вв. не сохранил сколько-нибудь заметных материальных остатков, по которым можно было бы проследить путь становления деревянного храмоздательства. Отрывочные и скупые сведения летописей, записанные легенды, очень схематичные и условные изображения храмов на миниатюрах рукописей, процарапанные на стенах церквей и соборов, запечатленные художниками на иконах и фресках, просеченные, отлитые на предметах церковной утвари, вышитые на пеленах и некоторые другие уже дают некоторое представление об интересующем нас вопросе. Но этого крайне мало. Если согласиться с мыслью, что деревянное и каменное зодчество развивалось в тесной связи, то реконструкция деревянных церквей полутысячилетнего средневекового периода несколько упростится. Остается внести лишь существенные поправки а специфику строительного материала.

Тогда это будет выглядеть примерно так. Храмы X - начала XII вв. были внушительными, величественными и сложными сооружениями. Они должны были и поражать и невольно привлекать к себе людей. Они утверждали силу княжеской власти, единство огромного государства и всемогущество новообретенного бога. Проявление воли божьей через княжеские уста и его деяния. Представления восточных славян о мироздании материально воплощались в монументальном символе. Не беда, что в нем не нашли прямого отражения природные силы и явления, обыденные стороны человеческого труда и всей его жизни. Это мелочи. Человек оставался и в природе, и в труде повседневно.

Позже и до 30-40-хгг. XIII века, когда Русь была разделена на многие княжества, христианство стало утверждаться и распространяться, строительство церквей стало обычным явлением, число заказчиков увеличиваться, а их материальные возможности стали скромными, - храмы рубились в меньших размерах и по упрощенной схеме, стали не столь впечатляющими. Но оставались главными, центральными сооружениями городских концов, отдельных городских участков, монастырей.

С монголо-татарским нашествием, накрывшем все княжества Руси, кроме Новгородской земли, храмовое строительство затихло или прекратилось вовсе. Новгород также тяжко переживал лихолетье. Строительство в нем и на его земле возобновилось лишь в самом конце XIII столетия. Но это уже давно было не княжеское государство, а боярская республика. XIV и первая половина XV столетий знаменуются уже буквально массовым созиданием домов божьих. Храмы "демократизировались". Размеры их уже не велики, постройки стали как бы домашними - приземленнее, доступнее. Заказчиками выступают уже не князья, а боярство, посадники, купеческие объединения, уличане. В сельской местности по пятинам роль заказчиков выполняют боярские наместники. Как грибы после дождя возникают монастыри и приходские церкви. Деревянные постройки, сменяя друг друга из-за гибели при пожарах, заменяются, наконец, каменными. Наступает XVI столетие. Типы и характер культовых построек нам теперь более-менее известны. 

Исследователи различают, как правило, два основных типа, которые считаются древнейшими. На первый план выдвигается клетская постройка, состоящая из трех, иногда двух прямоугольных или квадратных в плане срубов, перекрытых двухскатными крышами. Главный - помещение для прихожан несколько возвышается над другими и венчается главкой. Второе по времени место отводится шатровым церквам, названным так по высокой пирамидальной (шатровой) крыше. Помещения под нею, основной объем сооружения, могут быть решены различно. Либо это восьмерик с прирубами, либо крестчатый в плане сруб, либо просто куб четверика с обстройками, над которыми, если они служат приделами, могут возвышаться дополнительные шатры от двух до четырех и более. Вариантов много.

Учитывая замечания, сделанные ранее, можно сказать, что такая родословная несколько тесновата. Первые деревянные соборы были сложнее и не укладываются в ложе этих двух типов.

Во второй половине XVII века зарождается тип ярусных церквей, имеющий несколько вариантов, но развивающийся по одной принципиальной схеме "кораблем".

Имеются и другие поздние (не ранее XVII века) типы храмов, например, кубоватые. Название дано, как и шатровым, по высокой криволинейной кровле, напоминающей формой развитые граненые главки. Вершиной храмового строительства, пожалуй, стали храмы многоглавые, сооруженные в первой четверти XVIII века в Петровскую пору, в эпоху так называемого Петровского барокко. Они были возведены на Севере, в Обонежье и не получили широкого распространения. К этому времени на территории бывшей Новгородской земли уже сформировались самостоятельные строительные школы. Новгород, как центр, из которого во все стороны огромной территории распространялись новейшие архитектурные идеи и, пусть с опозданием на многие годы, пускали новые побеги в далеких окраинах, теперь не имел значения столицы.

На Новгородской земле, сжатой узами областных границ, почти все перечисленные типы деревянных храмов бытовали. Однако от них уцелела малая толика и не все они представлены в Витославлицах.