О

Обаватель

- наговорщик, нашептыватель, чародей, ворожея.

Обада

- приведение кого-либо в опалу, оболгание, оклеветание.

Обажаемъ

- оклеветаный, оговоренный.

Обаждати

- доносить, клеветать, сыщиком быть.

Обаженъ

- оклеветан, оговорен.

Обальство

- лекарство.

Обаче

- (plеn), впрочем, однако;

- (eiz), но, а, против;

- (omwz), даже; подлинно.

Обветшити

- отставить, уничтожить.

Обводъ

- оклад, обложение около чего, венец.

Обвыйникъ

- (греч. епитрахиль) - облачение священнослужительское, возлагаемое на шею и напереди ниспущенное до низу.

Обдержати

- владеть, обладать; получать; удручать; побуждать; примечать, замечать; окружать; обдержатися - задерживаться.

Обдолженiе

- (straggalia), запутанный узел.

Обедъ

- кольцо, перстень;

обедъня

- цепочка, ожерелье.

Обежь, обжа

- древнерусская поземельная мера (5 десятин).

Обелъ, обьлъ, обель, обьль, обельный, обелный

- крепостной холоп, полный безусловный невольник.

Обemникъ

- (koinwnoz), сообщник, товарищ.

Обжина

(кисельная) - то, что остается после вылития в таз ягод, употребленных для развития.

Обиновенiе

- (уpostolе), недоумение, сомнение, страх.

Обити

- выщипывать, вырывать, обрубать.

Обиходъ

- 1) нотная книга, по которой совершается церковное пение; службы при доме; 2) доход.

Обламы, обломы

- плоская кровля, по которой можно ходить; стена. ограда.

Облань

- яблоня.

Областникъ, областеначальникъ

- начальник, правитель области.

Областинъ

- подчиненный.

Облаша

- светский, мирянин.

Облеженiе

- (poliorkia), осада.

Облеmи

- пребыть некоторое время, отдохнуть; облачать, одевать.

Обливанцы

- крещенные не через троекратное погружение в воду, но посредством возлияния воды, по обряду католическому.

Обливати

- (periantlew), изведать, испытать что-то до основания, претерпевать до конца, выдерживать.

Обличенiе

- открытие, доказательство твердое и неоспоримое.

Обличникъ

- доноситель, обличитель.

Облогъ

- 1) ограда; 2) влагалище, мешок; 3) знамя; 4) клевета, казнь.

Облый

- круглый; по хорват. слову obel значит не только круглый, но целый, полный. Смешение понятий о целости и круглоте вполне естественно; и теперь говорят круглый сирота вместо совершенный полный сирота.

Обминовенiе

- обход.

Обносити

- прославлять; в погибели нечестивый обносится, желание же праведнаго приятно - чего страшится нечестивый, то и постигает его, и желание праведника исполняется.

Обносцы или ногавки

- суконные или кожаные, но подшитые тоненьким суконцем онучки, шириною сс большой палец, которыми обертываются просторно ноги ловчей птицы.

Обноmно

- во всю ночь.

Обожаемый

- (qewmenoz от qeaomai) - созерцающий. (Славянские переводчики вероятно читали qewmenoz от qeow - обожать).

Обоймень

- то, что можно обнять обоими руками.

Обоимнадесяте

- двенадцати.

Оболкъ, оболкся, оболкшiйся

- облекшийся, облеченный, одетый.

Обора

- веревка, канат.

Оборченое

- (votуm) - посвященное, обреченное.

Образъ

- (sуmbolon), символ;

- (tropoz), способ, содержание, слова, письмо или бумага;

- (tуpoz), существенное подобие;

- (уpotуpwsiz), начертание, очерк;

- (morjwsiz), наружный вид;

- (eikwn), призрак, истукан, статуя, икона. Человек был сотворен по образу (kat eikona), Божию. Под образом (евр. целем - отображение) Божиим в человеке разумеются постоянные прирожденные свойства его души: разум, воля и желание. Образ Божий после грехопадения сохранился, хотя и в потемненном виде "Первое (т.е. образ Божий - kat omoiwsin) мы имеем по сотворению, - говорит св. Григорий Нисский, - а последнее (т.е. подобие - to omoiwma) мы сами совершаем по произволению. Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли. И это зависящее от нашей воли существует в нас только в возможности; приобретается же нами на самом деле посредством нашей деятельности". Во время Синайского законодательства Господь не явил Себя в образе живого существа. Только один Моисей беседовал с Богом устами к устам, непосредственно созерцал образ Божий. Вероятно, Господь являлся Моисею в образе человека, так как Господь сказал Моисею: "лица моего не можно тебе видеть". В законе сени и писании образ видимъ вернии - в обряде и постановлении Моисеева закона усмотрим верные прообразования; образ чистаго рождества Твоего огнепалимая купина показа неопальная - объятая огнем, несгораемая купина представила образ Твоего рождества, т.е. была прообразом Твоего безсеменного зачатия; во образъ тайны приемлется - берется для изображения тайны; Твой бо образ нося - прообразуя Тебя; на земной образ преложися - получила твердость земли.

Обреmи

- предназначать.

Обреmися

- обещаться, обет возложить на себя.

Обстоятель

- скрывающийся в засаде; осаждающий; непрятель, злоумышленник.

Обуеваю

- (mmwrainw), делаю глупым.

Обуморенный

- (cliaroz), теплый, тепловатый.

Обmити

- уделять.

Объдо

- сокровище, богатство.

Обыденныя, единодневные церкви

- называются те, которые совершались по обету в один день для избавления страны от какого-либо общественного бедствия. Так как они строились по обету, данному целым городом, то они назывались также обетными, заветными, но не все обетные церкви были обыденными. Первый пример обетной церкви, а может быть и обыденной, встречается в 996 г. при Владимире. Во время празднования освящения Десятинной церкви внезапно пришли печенеги на город Василев. Великий князь поспешил с малой дружиной к нему на помощь, но был разбит и должен был скрыться под мостом. Во время этой опасности он дал обет построить в Василеве церковь Преображения. По удалении печенегов, он немедля исполнил свой обет, "постави церковь и створи праздникъ великъ". Выражение, употребленное Нестором, ясно указывает на построение деревянной церкви, тогда как для каменных он всегда говорит: "созда или заложи". Мор и моровые поветрия были главными причинами построек обыденных церквей. Обращаясь теперь к самому способу сооружения этих церквей, мы видим в тех описаниях, которые подробно изложены в наших летописях, как все народонаселение участвоввало в постройке. Иные таскали бревна "свои рамены", как говорится для церкви Симеона Богоприимца, другие помогали верхом, но все работы и само освящение должно было быть кончено в те же сутки.

Wбыти

- (kуkloуn), делать круг, сгибать; окружать, двигать вокруг.

Обедница

- служба церковная вместо литургии отправляемая, в которой кроме часов читаются псалмы 102 и 140 и Единородный Сыне, блаженны, апостол, евангелие и отпуст.

Обетъ

- (eуcе), просьба, желание, обет, молитва. Обеты были необязательны для евреев, но коль скоро они произносились, то становились уже обязательными и неисполнение их считалось за грех. В обетах выражается удовлетворение религиозного чувства людей, когда они посвящают себя или что-нибудь от себя Богу. Предметами обета служили люди, жертвенные животные, нечистые животные, дома и все обещанное с заклятием. Обеты выполнялись внесением известной суммы в Скинию. Закон позволял выкупать обеты, во 1-х, для того, чтобы некоторые обеты не сделались обременительными для скинии или храма, во 2-х, выкуп посвященных мог быть источником содержания левитов и священников, и, в 3-х, иногда давались обеты необдуманно, следовательно выкуп давал возможность исправить ошибку. Были особенные обеты с заклятием (евр. херемъ), которые нельзя было выкупить, а непременно нужно исполнить, даже заклятое от людей непременно предавалось смерти. У евреев человеческих жертв не было, следовательно под заклятием людей на смерть нужно разуметь такие случаи, когда во время войны непрятели еврев осуждались на истребление.

Обяzъ

- бремя, тягость; завязка, перевязь.

Овсень, авсень, овсешныя песни

- песни древних славян в честь Бога солнца (Дажь-бога). Овсень, вероятно, одно из названий бога солнца.

Огавати, огавити

- беспокоить.

Огавн~

- беспокойство, тягость, непрятство.

Огарь

- (чешск. oеar; польск. ogar) - охотничья собака.

Огатати

- предлагать, представлять.

Огласитель

- учитель благочестия христианского, предаваемого изустно людям, желающим креститься; для этого выбирались из священнослужителей способные, называемые (с греч.) катихизиты или катихизиторы. Знамениты в этом деле были Кирилл Иерусалимский и Климент Александрийский.

Оглашенiе

- (katеcеsiz), изустное наставление в истинах веры; известное чтение после великого славословия;

- (periеcеma), огласка, гласное возвещение. Церковный обрядъ, совершаемый над приступающим к таинству крещения, в котором (обряде) читаются молитвы о приступающем к крещению, произносятся заклинания на диавола и всю силу его, причем приступающий к крещению отрицается сатаны, сочетавается Христу и исповедует свою веру чтением Символа веры. Оглашение - окличка, объявление в храме о лицах, вступающих в брак. Оно делается три раза в праздничные дни, дабы люди, знающие о препятствии к браку, могли об этом объявить заблаговременно. Оглашением называется также и первая часть обряда посвящения в схиму: оно состоит в увещании готовящегося к пострижению, произнесении им обетов, наставлении ему, молитве и наречении ему имени.

Оглашенный

- в первенствующей церкви этим именем назывался человек, желающий получить святое крещение и учащийся еще догматам христианской веры. Во время Божественной литургии не мог он сподобляться святой евхаристии, но по прочтении Апостола и Евангелия высылаем был из церкви диаконом словами: елицы оглашеннии изыдите; тогда каждый оглашенный должен был выйти вон. Оглашенные делились на разряды: обуреваемых, (или стоящих вне), припадающих, слушающих и просвещаемых. Срок оглашения был неодинаков; многие в течение всей жизни были в разряде оглашенных.

Огнедохновенный

- исполненный пламенной ревности; дышащий огнем злобы.

Огнедухновенный

- ниспосланный Святым Духом в виде огня.

Огненникъ

- 1) подсвечник, светильник; 2) церковный служитель, носящий светильник, свеченосец.

Огнило

- жаровня, трутница.

Огништь

- 1) купчая, купля; 2) право собственности, неограниченная власть; 3) раб, невольник.

Огнищанинъ, огневщикъ

-1) земледелец, питавшийся от выжженной в лесу земли; 2) объездчик, вроде полицейского урядника в древней Руси.

Огнище

- выжженная в лесу земля для посева льна или хлеба.

Огнянка

- метательный огнестрельный снаряд.

Огребаюся

- (apeqomai), воздерживаюсь, отвращаюсь.

Огроzити

- ввергать в тартар, устрашить.

Огоурникъ

- ослушник, упрямец.

Одежды русскихъ женщинъ

-1) Опашень - женская одежда сп пуговицами сверху донизу; она делалась преимуществнно из сукна ярких цветов; рукава этого обора были длинные, доходили до пят; пониже плеча делались прорези, через которые продевались руки, остальная же часть рукава висела. Вокруг шеи был на опашне воротник, обыкновенно бобровый, который покрывал грудь, плечи и спину; по подолу этот убор окаймлялся другою материей, вышиваемой узорами, шелком и золотом. 2) Телогрей - имеет мало разницы в покрое от опашня; в плечах она делалась уже, а в подоле шире; рукава в нем были длинные, а спереди разрез, который застегивался пуговицами Телогрей украшался золотым шитьем и окаймлялся металлическим кружевом. Зимние телогреи подбивались куницей и соболями. 3) Летник - имел длинные и широкие рукава, которые вышивались жемчугом и золотом, накапками. Подол обшивался другой материей, золотою тесьмой, шнурком, бахромой; спереди делался разрез, который застегивался до самой шеи пуговками; около шеи он плотно сходился шейным ожерельем, тесьмою, наиболее черного цвета, украшенной жемчугом и драгоценными каменьями. Это шейное ожерелье пристегивалось к летнику пуговицами. Зимой летники подбивались мехом и назывались кортелями. 4) Вошвы - вшитые места из других материй на одеждах; они украшались разными изображениями: фигур, трав, зверей и накладывались вдоль разрезов телогреи и летников. 5) Приволока или подволока - мантия из шелковой материи, носимая женщинами поверх одежды; она украшалась золотым шитьем, жемчугом и дарагоценными каменьями; цвета была наиболее червчатого (светлокрасного, похожего цветом на малину) или белого. Подволоки надевались в торжественных случаях.

Одерень

- крепостной холоп.

Одержу обдержу

- (kratew), обладаю, господствую;

- (katakpatew), держу крепко, стесняю, мучу.

Одигитрiя

- (греч.) путеводительница, крепкая помощница или наставница в пути - это название придано образу Пресвятой Богородицы, живописанному евангелистом Лукой, и пересланному к Пульхерии от царицы Евдокии, который был поставлен в Цариграде в нарочно построенном Пульхерией соборном храме.

Одиконъ

- (греч. путное, дорожное) - под этим названием разумеется антиминс, который дан от архиерея, идущему в дальний путь.

Одиначество

- 1) единомыслие, 2) взаимное соглашение, замысел.

Одинецъ

- 1) безсемейный, бездомовный человек; 2) серьга, вдеваемая в одно ухо; 3) большой камень в реке, лежащий отдельно и выдающийся из воды; 4) лучшая соболья шкурка, которой нельзя подыскать пары.

Одинцовый

- темно-зеленый.

Однорядокъ-дка

- старинное верхнее, мужское платье, которое отменил царь Федор Алексеевич и в однорядке не велел никого пускать во дворец и в кремль.

Одолъ

- победа, превозможение; отсюда - преодоление.

Одражати

- нравиться.

Одрати

- переломать, сокрушать, уничтожить.

Одрина

- спальня, жилой покой.

Одъмело

- прозвище.

Оже

- 1) ежели, когда; 2) что; 3) потому что.

Ожегъ

- кочерга.

Ожиляти

- укреплять.

Оzадъкъ

- наследство.

Далее