Обаватель
- наговорщик, нашептыватель, чародей, ворожея.
Обада
- приведение кого-либо в опалу, оболгание, оклеветание.
Обажаемъ
- оклеветаный, оговоренный.
Обаждати
- доносить, клеветать, сыщиком быть.
Обаженъ
- оклеветан, оговорен.
Обальство
- лекарство.
Обаче
- (plеn), впрочем, однако;
- (eiz), но, а, против;
- (omwz), даже; подлинно.
Обветшити
- отставить, уничтожить.
Обводъ
- оклад, обложение около чего, венец.
Обвыйникъ
- (греч. епитрахиль) - облачение священнослужительское, возлагаемое на шею и напереди ниспущенное до низу.
Обдержати
- владеть, обладать; получать; удручать; побуждать; примечать, замечать; окружать; обдержатися - задерживаться.
Обдолженiе
- (straggalia), запутанный узел.
Обедъ
- кольцо, перстень;
обедъня
- цепочка, ожерелье.
Обежь, обжа
- древнерусская поземельная мера (5 десятин).
Обелъ, обьлъ, обель, обьль, обельный, обелный
- крепостной холоп, полный безусловный невольник.
Обemникъ
- (koinwnoz), сообщник, товарищ.
Обжина
(кисельная) - то, что остается после вылития в таз ягод, употребленных для развития.
Обиновенiе
- (уpostolе), недоумение, сомнение, страх.
Обити
- выщипывать, вырывать, обрубать.
Обиходъ
- 1) нотная книга, по которой совершается церковное пение; службы при доме; 2) доход.
Обламы, обломы
- плоская кровля, по которой можно ходить; стена. ограда.
Облань
- яблоня.
Областникъ, областеначальникъ
- начальник, правитель области.
Областинъ
- подчиненный.
Облаша
- светский, мирянин.
Облеженiе
- (poliorkia), осада.
Облеmи
- пребыть некоторое время, отдохнуть; облачать, одевать.
Обливанцы
- крещенные не через троекратное погружение в воду, но посредством возлияния воды, по обряду католическому.
Обливати
- (periantlew), изведать, испытать что-то до основания, претерпевать до конца, выдерживать.
Обличенiе
- открытие, доказательство твердое и неоспоримое.
Обличникъ
- доноситель, обличитель.
Облогъ
- 1) ограда; 2) влагалище, мешок; 3) знамя; 4) клевета, казнь.
Облый
- круглый; по хорват. слову obel значит не только круглый, но целый, полный. Смешение понятий о целости и круглоте вполне естественно; и теперь говорят круглый сирота вместо совершенный полный сирота.
Обминовенiе
- обход.
Обносити
- прославлять; в погибели нечестивый обносится, желание же праведнаго приятно - чего страшится нечестивый, то и постигает его, и желание праведника исполняется.
Обносцы или ногавки
- суконные или кожаные, но подшитые тоненьким суконцем онучки, шириною сс большой палец, которыми обертываются просторно ноги ловчей птицы.
Обноmно
- во всю ночь.
Обожаемый
- (qewmenoz от qeaomai) - созерцающий. (Славянские переводчики вероятно читали qewmenoz от qeow - обожать).
Обоймень
- то, что можно обнять обоими руками.
Обоимнадесяте
- двенадцати.
Оболкъ, оболкся, оболкшiйся
- облекшийся, облеченный, одетый.
Обора
- веревка, канат.
Оборченое
- (votуm) - посвященное, обреченное.
Образъ
- (sуmbolon), символ;
- (tropoz), способ, содержание, слова, письмо или бумага;
- (tуpoz), существенное подобие;
- (уpotуpwsiz), начертание, очерк;
- (morjwsiz), наружный вид;
- (eikwn), призрак, истукан, статуя, икона. Человек был сотворен по образу (kat eikona), Божию. Под образом (евр. целем - отображение) Божиим в человеке разумеются постоянные прирожденные свойства его души: разум, воля и желание. Образ Божий после грехопадения сохранился, хотя и в потемненном виде "Первое (т.е. образ Божий - kat omoiwsin) мы имеем по сотворению, - говорит св. Григорий Нисский, - а последнее (т.е. подобие - to omoiwma) мы сами совершаем по произволению. Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли. И это зависящее от нашей воли существует в нас только в возможности; приобретается же нами на самом деле посредством нашей деятельности". Во время Синайского законодательства Господь не явил Себя в образе живого существа. Только один Моисей беседовал с Богом устами к устам, непосредственно созерцал образ Божий. Вероятно, Господь являлся Моисею в образе человека, так как Господь сказал Моисею: "лица моего не можно тебе видеть". В законе сени и писании образ видимъ вернии - в обряде и постановлении Моисеева закона усмотрим верные прообразования; образ чистаго рождества Твоего огнепалимая купина показа неопальная - объятая огнем, несгораемая купина представила образ Твоего рождества, т.е. была прообразом Твоего безсеменного зачатия; во образъ тайны приемлется - берется для изображения тайны; Твой бо образ нося - прообразуя Тебя; на земной образ преложися - получила твердость земли.
Обреmи
- предназначать.
Обреmися
- обещаться, обет возложить на себя.
Обстоятель
- скрывающийся в засаде; осаждающий; непрятель, злоумышленник.
Обуеваю
- (mmwrainw), делаю глупым.
Обуморенный
- (cliaroz), теплый, тепловатый.
Обmити
- уделять.
Объдо
- сокровище, богатство.
Обыденныя, единодневные церкви
- называются те, которые совершались по обету в один день для избавления страны от какого-либо общественного бедствия. Так как они строились по обету, данному целым городом, то они назывались также обетными, заветными, но не все обетные церкви были обыденными. Первый пример обетной церкви, а может быть и обыденной, встречается в 996 г. при Владимире. Во время празднования освящения Десятинной церкви внезапно пришли печенеги на город Василев. Великий князь поспешил с малой дружиной к нему на помощь, но был разбит и должен был скрыться под мостом. Во время этой опасности он дал обет построить в Василеве церковь Преображения. По удалении печенегов, он немедля исполнил свой обет, "постави церковь и створи праздникъ великъ". Выражение, употребленное Нестором, ясно указывает на построение деревянной церкви, тогда как для каменных он всегда говорит: "созда или заложи". Мор и моровые поветрия были главными причинами построек обыденных церквей. Обращаясь теперь к самому способу сооружения этих церквей, мы видим в тех описаниях, которые подробно изложены в наших летописях, как все народонаселение участвоввало в постройке. Иные таскали бревна "свои рамены", как говорится для церкви Симеона Богоприимца, другие помогали верхом, но все работы и само освящение должно было быть кончено в те же сутки.
Wбыти
- (kуkloуn), делать круг, сгибать; окружать, двигать вокруг.
Обедница
- служба церковная вместо литургии отправляемая, в которой кроме часов читаются псалмы 102 и 140 и Единородный Сыне, блаженны, апостол, евангелие и отпуст.
Обетъ
- (eуcе), просьба, желание, обет, молитва. Обеты были необязательны для евреев, но коль скоро они произносились, то становились уже обязательными и неисполнение их считалось за грех. В обетах выражается удовлетворение религиозного чувства людей, когда они посвящают себя или что-нибудь от себя Богу. Предметами обета служили люди, жертвенные животные, нечистые животные, дома и все обещанное с заклятием. Обеты выполнялись внесением известной суммы в Скинию. Закон позволял выкупать обеты, во 1-х, для того, чтобы некоторые обеты не сделались обременительными для скинии или храма, во 2-х, выкуп посвященных мог быть источником содержания левитов и священников, и, в 3-х, иногда давались обеты необдуманно, следовательно выкуп давал возможность исправить ошибку. Были особенные обеты с заклятием (евр. херемъ), которые нельзя было выкупить, а непременно нужно исполнить, даже заклятое от людей непременно предавалось смерти. У евреев человеческих жертв не было, следовательно под заклятием людей на смерть нужно разуметь такие случаи, когда во время войны непрятели еврев осуждались на истребление.
Обяzъ
- бремя, тягость; завязка, перевязь.
Овсень, авсень, овсешныя песни
- песни древних славян в честь Бога солнца (Дажь-бога). Овсень, вероятно, одно из названий бога солнца.
Огавати, огавити
- беспокоить.
Огавн~
- беспокойство, тягость, непрятство.
Огарь
- (чешск. oеar; польск. ogar) - охотничья собака.
Огатати
- предлагать, представлять.
Огласитель
- учитель благочестия христианского, предаваемого изустно людям, желающим креститься; для этого выбирались из священнослужителей способные, называемые (с греч.) катихизиты или катихизиторы. Знамениты в этом деле были Кирилл Иерусалимский и Климент Александрийский.
Оглашенiе
- (katеcеsiz), изустное наставление в истинах веры; известное чтение после великого славословия;
- (periеcеma), огласка, гласное возвещение. Церковный обрядъ, совершаемый над приступающим к таинству крещения, в котором (обряде) читаются молитвы о приступающем к крещению, произносятся заклинания на диавола и всю силу его, причем приступающий к крещению отрицается сатаны, сочетавается Христу и исповедует свою веру чтением Символа веры. Оглашение - окличка, объявление в храме о лицах, вступающих в брак. Оно делается три раза в праздничные дни, дабы люди, знающие о препятствии к браку, могли об этом объявить заблаговременно. Оглашением называется также и первая часть обряда посвящения в схиму: оно состоит в увещании готовящегося к пострижению, произнесении им обетов, наставлении ему, молитве и наречении ему имени.
Оглашенный
- в первенствующей церкви этим именем назывался человек, желающий получить святое крещение и учащийся еще догматам христианской веры. Во время Божественной литургии не мог он сподобляться святой евхаристии, но по прочтении Апостола и Евангелия высылаем был из церкви диаконом словами: елицы оглашеннии изыдите; тогда каждый оглашенный должен был выйти вон. Оглашенные делились на разряды: обуреваемых, (или стоящих вне), припадающих, слушающих и просвещаемых. Срок оглашения был неодинаков; многие в течение всей жизни были в разряде оглашенных.
Огнедохновенный
- исполненный пламенной ревности; дышащий огнем злобы.
Огнедухновенный
- ниспосланный Святым Духом в виде огня.
Огненникъ
- 1) подсвечник, светильник; 2) церковный служитель, носящий светильник, свеченосец.
Огнило
- жаровня, трутница.
Огништь
- 1) купчая, купля; 2) право собственности, неограниченная власть; 3) раб, невольник.
Огнищанинъ, огневщикъ
-1) земледелец, питавшийся от выжженной в лесу земли; 2) объездчик, вроде полицейского урядника в древней Руси.
Огнище
- выжженная в лесу земля для посева льна или хлеба.
Огнянка
- метательный огнестрельный снаряд.
Огребаюся
- (apeqomai), воздерживаюсь, отвращаюсь.
Огроzити
- ввергать в тартар, устрашить.
Огоурникъ
- ослушник, упрямец.
Одежды русскихъ женщинъ
-1) Опашень - женская одежда сп пуговицами сверху донизу; она делалась преимуществнно из сукна ярких цветов; рукава этого обора были длинные, доходили до пят; пониже плеча делались прорези, через которые продевались руки, остальная же часть рукава висела. Вокруг шеи был на опашне воротник, обыкновенно бобровый, который покрывал грудь, плечи и спину; по подолу этот убор окаймлялся другою материей, вышиваемой узорами, шелком и золотом. 2) Телогрей - имеет мало разницы в покрое от опашня; в плечах она делалась уже, а в подоле шире; рукава в нем были длинные, а спереди разрез, который застегивался пуговицами Телогрей украшался золотым шитьем и окаймлялся металлическим кружевом. Зимние телогреи подбивались куницей и соболями. 3) Летник - имел длинные и широкие рукава, которые вышивались жемчугом и золотом, накапками. Подол обшивался другой материей, золотою тесьмой, шнурком, бахромой; спереди делался разрез, который застегивался до самой шеи пуговками; около шеи он плотно сходился шейным ожерельем, тесьмою, наиболее черного цвета, украшенной жемчугом и драгоценными каменьями. Это шейное ожерелье пристегивалось к летнику пуговицами. Зимой летники подбивались мехом и назывались кортелями. 4) Вошвы - вшитые места из других материй на одеждах; они украшались разными изображениями: фигур, трав, зверей и накладывались вдоль разрезов телогреи и летников. 5) Приволока или подволока - мантия из шелковой материи, носимая женщинами поверх одежды; она украшалась золотым шитьем, жемчугом и дарагоценными каменьями; цвета была наиболее червчатого (светлокрасного, похожего цветом на малину) или белого. Подволоки надевались в торжественных случаях.
Одерень
- крепостной холоп.
Одержу обдержу
- (kratew), обладаю, господствую;
- (katakpatew), держу крепко, стесняю, мучу.
Одигитрiя
- (греч.) путеводительница, крепкая помощница или наставница в пути - это название придано образу Пресвятой Богородицы, живописанному евангелистом Лукой, и пересланному к Пульхерии от царицы Евдокии, который был поставлен в Цариграде в нарочно построенном Пульхерией соборном храме.
Одиконъ
- (греч. путное, дорожное) - под этим названием разумеется антиминс, который дан от архиерея, идущему в дальний путь.
Одиначество
- 1) единомыслие, 2) взаимное соглашение, замысел.
Одинецъ
- 1) безсемейный, бездомовный человек; 2) серьга, вдеваемая в одно ухо; 3) большой камень в реке, лежащий отдельно и выдающийся из воды; 4) лучшая соболья шкурка, которой нельзя подыскать пары.
Одинцовый
- темно-зеленый.
Однорядокъ-дка
- старинное верхнее, мужское платье, которое отменил царь Федор Алексеевич и в однорядке не велел никого пускать во дворец и в кремль.
Одолъ
- победа, превозможение; отсюда - преодоление.
Одражати
- нравиться.
Одрати
- переломать, сокрушать, уничтожить.
Одрина
- спальня, жилой покой.
Одъмело
- прозвище.
Оже
- 1) ежели, когда; 2) что; 3) потому что.
Ожегъ
- кочерга.
Ожиляти
- укреплять.
Оzадъкъ
- наследство.