Ж

Жагало

- жало.

Жаждай

- жаждущий. Се бо жаждай отъ любве насладитися, потщался еси отъ зверей снеден быти, сего ради Богоносецъ нареклся Игнатие Богомудрие - желая насладитсься от его любви, ты восхотел быть съеденным от зверей, почему и назван Богоносцем, премудрый Игнатий! Когда святой Игнатий был приведен в узах в Рим и осужден на растерзание зверями, то в ожидании мученичества он молился к Господу между прочим о том, чтобы звери не пощадили как-нибудь его, а растерзали так же, как растерзывали других. В растерзанном зверями сердце его, по свидетельству предания, верующие приметили отпечатленным имя Божие, почему он и назван Богоносцем.

Жаждный

- (difwn), жаждущий, хотящий пить.

Жалие

- могила, гробница, надгробный памятник.

Жалити

- негодовать, скорбеть или гневаться.

Жало

- орудие, служащее печаль. Жало греховное притупил - т.е. ослабил силу греха, людям легче стало спасать душу.

Жалость

- ревность, печаль.

Жаль

- 1) берег; 2) боль, печаль; 3) могила, больница; 4) жалко.

Жальник

- общие могилы в лесу, в которых хоронили самоубийц и мертворожденных детей.

Жасати

- слабеть, ослабевать.

Жегозоула

- кукушка.

Жеголъ

- фитиль.

Жегомый или жегомъ

- которого огнем жгут. Значит, одержим огневицей, горячкою.

Желвь

- мозоль, нарыв.

Желедба, желедва

- пеня;

желедити

- обладать пенею.

Желетва

- скорбь, соболезнование.

Жену

- (katadiwkw), преследую, гонюсь, стремлюсь.

Жератокъ

- пепел или горячие угли для курения.

Жертва

- (qуsia), жертвоприношение;

- (qуma), самая жертва (вм. qуmiam) фимиам; всякое священнодействие, церковнослужение, обряд, общественное жертвоприношение. Вероятно сам Бог научил людей приносить жертвы. Препоясание людей кожаными одеждами предполагает начало жертв еще в раю, как знак особой милости Божией к павшим людям; он указывал на страдание.

Жертва

- spondе, священное возлияние при заключении союзов и договоров. Жертвы имели значение дара и очистительного средства. По материалу они разделялись на закалываемые и бескровные. Относительно первых жертв надо заметить следующее: для закалываемых жертв назначены животные - волы, овцы, козы обоего пола, без недостатков, не моложе 8 дней и не старше, по преданию, 3 лет. Только Гедеон принес в жертву 7-летнего тельца. Из птиц приносились в жертву горлицы и голуби. То есть, назначено для жертв было то, что составляет по преимуществу предмет пищи и занятий скотоводством (в Палестине и голуби употреблялись в пищу).

Жестокожистие

- cтрогая и суровая жизнь.

Жестокъ

- (sklеroz), сухой, иссохший; твердый, крепкий, худой, тупой, жестокий, суровый, грубый (Бытие 49, 3): "жестокъ терпети и жестокъ qпорникъ" -

sklеroz feresqai, kai sklroz aуqadеz. Выражение трудное для толкования. В Вулгате: prior in donis, major in imperia, что имеет такой смысл: Ты (Рувим) должен бы быть первым между братьями по власти и получить часть моего имущества. Рувиму принадлежит преимущество пред его братьями по власти и по силе.
Вместо слов: "жестокъ терпети и жестокъ lqпорникъ" - следовало бы сказать: "преимущество достоинства (нравственного) и преимущества силы (материальной), подобали бы тебе (т.е. Рувиму)". (Ср.Втор. 21, 17).

Жестота

- строгость.

Живити

- (zwogonew), оставить в живых, сберегать, спасать; оживлять, давать новую жизнь; ободрять, придавать бодрости, подкреплять.

Живомый

- населенный.

Животъ

- имение, пожитки, преимущественно домашний скот.

Живу

- живу, обитаю, провожу с кем время;

- (aуlizomai),(diadaw), проживаю, довольствуюсь;

- (epibiow), еще живу;

- (zw egw), живу азъ - род клятвы, клянусь собой;

- (poleуw),обращаюсь, живу;

- (bioteуw),веду образ жизни.

Живый

- живущий, существующий, живой; живъ Господь, аще падетъ власъ с головы его на землю; живъ господь и жива душа твоя, - род клятвы, - клянусь Господом и твоею жизнью, или тобою самим. Бысть человекъ въ душу живу, т.е. человек стал живым или одушевленным существом.

Душа живая

означает не только духовно-телесное, личное человеческое существо, но и вообще всякое живое и движущееся существом. Живый и независтный источниче ни в чем не завидующий другим и ни в ком не возбуждающий зависти, по безмерному и для всякого всегда готовому обилию своих вод - источник.

Жизновати

- жить в гражданском обществе, быть гражданином.

Жиковина, жуковина

- перстень. Это слово, по замечанию Н.Карамзина, часто употребляется в грамотах XV и XIV вв., особенно в крымских.

Жилити

- укреплять, усиливать.

Жита

- власть, сила. Средства, богатство.

Житарь

- хлебник; смотритель над житницею.

Житейское море

- настоящая временная жизнь, уподобляемая морю вследствие своих треволнений.

Жительство

- (politeia), общество, жизнь, или известное ее устройство; гражданство, гражданское общество; образ жизни, строгая жизнь; известное событие в жизни, судебное дело, процесс.

Житень

- обильный.

Житница

- (ta gennеmata), плоды земные и древесные;

- (е apoqеkе), все, куда что-либо складывается: кладовая, амбар, магазин, шкаф.

Жито

- (to gennеma), все рожденное, произведение, плоды.

Жля

- (или точнее жьля или желя) penqoz- печаль;спутница мертвых по мифологии древних славян.

В древнейших переводных памятниках нередко является это слово: дние желя -ai еmepai toу penqoz, желя велика- penqoz mega. В Киевском летописном сказании о походе Игоря: в день воскресенья Христова... в радости место (Господь) наведе на ны плач и во веселья место желю на реце Каялы. В Слове о полку Игореве: и желя поскочи по русской земле, смагу мычучи. Смага, которую разносила желя по русской земле есть пепел; поэтому в данном месте отражаются черты языческого погребального ритуала, и как карна есть вопленица, жрица смерти, кличущая клич победный, так желя есть вестница мертвых, разносящая весть и погребальный пепел о павшем Игоревом войске. Вопленица вступала в свои права тотчас же после смерти покойника, желя же заканчивала погребальный ритуал, разнося сетование по родным и знакомым вместе с погребальным пеплом. Как первая доныне во многих местах зовется вытея, вытница, так последняя желья, жальница. На назначение ее указывает пословица: "не мила гостья желья, а ворота настежь".

Жребiй

- (klеroz),- часть, доля, участь, осколок, лик, сонм, собрание;

(klеroуcia), удел, участок. Выражение "вергать или метать жребий" весьма нередко читается в древнейших славяно-русских переводах:

разделiша рiзы его, меташа жребья о ня - ballontez klеroу. Жребий служит выражением судьбы, которая судит и рядит, а потому греческое klеroz переводилось и словом рядъ. В произведениях Киевской литературно-повествовательной дружинной школы выражение это является также нередко. "И реша старцы и боляре: мечемъ жребий на отрока и девицю; на него падет, того зарежем богом". При решении дел церковных - жребий также служил решающим голосом. Но если в христианскую эпоху жребий служил выражением воли Божьей, то в языческую - он служил решающим голосом именно судьбы, правящей жизнью и делами человеческими.

Жру

- (qуw), закалываю, приношу жертву;

- (kataqуw), приношу в жертву;

- (katapinw), пожираю, истребляю;

- (epiqуw), приношу жертву;

- (iereуw), приношу в жертву, жренъ бываю, соделываюсь жертвой; спасительная тебе жрутъ

- (ta swtеria soi qуei), приносят тебе жертву благодарности за спасение; жрети жертву

- (qуein qуsian), приносить жертву или совершать жертвоприношение. Жретъ агнца крестовидно, глаголя: жрется Агнец Божий... Во время проскомидии священники, вырезав из первой просфоры среднюю ее часть (агнца), оборачивает эту часть печатью вниз и разрезает ее на части крестовидно, говоря: жрется Агнецъ Божий и проч.

Жуки, жучки

- род небольших ножек на оборотной стороне книги, размещенных по углам и бокам; случалось, что жуки делались и на верхней стороне книги.

Жупа

- 1) страна, округ; луг, прилегающий к лесу; 2) платье, одежда.

Жупельный

- серный.

Жяжель

- ошейник.