Львов Алексей Федорович

послушать
 

Русский скрипач, композитор, дирижер, музыкальный писатель и общественный деятель. Родился 25 мая 1798 г. в Таллине в семье известного русского музыкального деятеля Ф.П.Львова. Получил в семье хорошее музыкальное воспитание. В 7-летнем возрасте играл на скрипке в домашних концертах, обучался у многих педагогов, в том числе, у Ф.Б+ма, по композиции брал уроки у И.Г.Миллера. В 1818 г. окончил институт путей сообщения, работал в аракчеевских военных поселениях инженером- путейцем, не оставляя занятий на скрипке. С 1826 г. - флигель-адьютант. В 1833 г. получил известность как автор музыки нового русского национального гимна.

Львов - крупный представитель русского скрипичного искусства 1-й половины XIX в. Не имея возможности (из-за своего служебного положения) выступать в публичных концертах, он, музицируя в кружках, салонах, на благотворительных вечерах, прославился как замечательный виртуоз. Лишь во время путешествий за границей Львов выступал перед широкой аудиторией. Здесь у него завязались дружеские отношения с Ф.Мендельсоном, Дж.Мейербером, Г.Спонтини, Р.Шуманом, высоко ценившим исполнительское мастерство Львова - солиста и ансамблиста. Последователь классической школы, Львов изложил основные начала скрипичной игры в брошюре "Советы начинающим играть на скрипке", к которым приложил собственные "24 каприса", не утерявших до сих пор художественно-педагогического значения.

С 1835 г. в доме Львова проходили еженедельные квартетные собрания. возглавляемый им струнный квартет получил широкую известность. Славились и симфонические концерты, устраивавшиеся Львовым, ставшие основой созданного им "Концертного общества" (1850).

В 1837 -61 гг. Львов - директор придворной певческой капеллы. В этот период повысился художественный уровень исполнения хора капеллы (в 1837 -39 гг. ее капельмейстером был Глинка), при ней были учреждены в 1839 г. инструментальные классы, издан употребляемый православной церковью полный круг песнопений (знаменного распева) в 4-голосной гармонизации (выполненной впервые под руководством Львова); в связи с этой работой Львов написал трактат "О свободном или несимметричной ритме".

Композиторское творчество Львова эклектично. Традиции русской музыкальной культуры сочетаются с сильным итальянским, а, особенно, с немецким влияниями. Наиболее значительные произведения Львова: концерт для скрипки с оркестром, увертюра к опере "Ундина". Львову принадлежит также обработка оратории "Stabat mater" Перголези для солистов, хора и оркестра (в оригинале без хора). Умер А.Ф.Львов 16 декабря в имении Романь близ Каунаса.