C

Сакелларiй

- заведующий одеянием царским, телохранитель царский. Соборный хранитель утвари, иначе называется ризничий и ключарь.

Сакеллiй

- чиновная должность в Константинопольской церкви, на обязанности которой было надзирать над монастырями женскими, защищать их, наблюдать за поведением монахинь; сверх того поручена была ему от святителя темница церковная, чтобы следить за содержимыми в ней преступниками.

Саккосъ

- архиерейское облачение.

Саламинъ

- мирный.

Саландаръ

- дар на помин души.

Самвика

- трехструнный музыкальный инструмент древних халдеев.

Само

- очень.

Самосiянный

- сияющий сам собою.

Сатана

- так в писании называется начальник злых ангелов. Вообще значит сопротивляющегося воле Божией от злости, как-то Иуда предатель, или от простоты некоторой и неразумия, как-то Петр апостол. Предать сатане - отлучить от общения с церковью, вне которой царствует сатана.

Сбогословити

- согласно с другими богословствовать, учить о Боге.

Сборное воскресенье

- великого поста первое, называлась также неделя Федоровская, святых праотец, православная. В это воскресенье, у алтарей Успенского собора, на площадке, после утрени, совершалось действо православия по установленному чину: возглашали: вечная память православным и анафема еретикам.

Сбытiе

- сбытие пророчества или прообразования, исполнение, исход, конец.

Свобьство

- личность; свободь - свобода.

Свыпрь

- сверху, свыше.

Свеже

- ново.

Свемъ

- ведаю, знаю, сознаю в себе что-либо дурное.

Свенъ

- без, кроме.

Свестити

- объявить, сказать, возвестить.

Светлогласный

- ясно о чем-либо возвещающий, гласящий.

Светозарно

- блистательно.

Светословъ

- вещающий о божественном свете.

Святотятецъ

- 1) святой, праведный человек; 2) лицемер, святоша, ханжа.

Святки

(святые дни)-.Так в просторечии зовутся 12 дней праздника Рождества Христова, т.е. от Рождества Христова до Богоявления. Называются так по святости великих событий, вспоминаемых в эти дни.

Святозрачный

- имеющий вид святой.

Святоmеннословъ

- учитель, толкователь, проповедник слова Божия.

Се

- вот.

Сега

- теперь.

Сегда

- вероятно.

Сежде

- тоже.

Секратъ, секраты

- ныне.

Семикъ

- древнерусский праздник. Семик продолжался со дня праздника сошествия Святого Духа до следующего Воскресения.

Сетьно

- наконец.

Сигма

- полукруглая форма.

Сижу

- живу, обитаю; останавливаюсь, утверждаюсь на месте, поселяюсь, остаюсь на месте.

Силы

- 1) один из 9 чинов ангельских; 2) чудеса или дар чудотворений.

Симфонiя

- свод текстов священного писания по алфавиту, как пособие к отысканию текста.

Сице

- так, таким образом.

Сиць

- такой, сица - это.

Скандалъ

- соблазн.

Скотъ

- подать, деньги вообще.

Сvмволы евангелистов

- изображения с которыми писался каждый из евангелистов. В первые века христианства символами евангелистов служили 4 райские реки. На смену им в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля. Символы относит к евангелистам уже Ириней лионский; Матфей - человек, Марк - орел, Лука - вол, Иоанн - лев. Блаженный Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время: Матфей - человек, Марк - лев, Лука - телец, Иоанн - орел. Изъяснение символов в смысле указания на искупление Иисуса Христа, Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев - Марку и т.д. Объяснение блаженного Иеронима: в евангелии Матфея родословие Иисуса Христа, в евангелии Марка - голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни..; в евангелии Луки речь о свящ. Захарии, в евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение св.Григория Двоеслова, допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел). У Софрония, патриарха иерусалимского: лев - сила и начальство Иисуса Христа; телец - священническое служение Иисуса Христа; человек - явление во плоти; орел - нисходящая сила Святого Духа. В этом разнообразии обнаруживается также различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства - мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: "поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Cvмволы иконографические

- символические изображения на иконах. Якорь - символ христианской надежды: это один из наиболее распространенных древнехристианских символов. Указание на него мы находим прежде всего в послании к евреям, где апостол уподобляет христианскую надежду безопасному и крепкому якорю, а потом у Климента александрийского, рекомендовавшего христианам изображать этот символ на своих перстнях. Почему якорю усвоено в христианстве такое значение - понятно само собой: стоит лишь вспомнить об его естественном назначении во время бури. Голубь - символ Святого Духа: такое значение усвоено ему в евангельском рассказе о крещении Иисуса Христа. Иногда голубь служит символом невинной христианской души, как видно из находящихся при нем надписей: anima innocens, anima simplex. Если голубь изображен с веткой в клюве, то он служит символом мира, подобно голубю Ноя; голубь с виноградной кистью может означать христианскую душу, вкушающую от небесных благ. Изредка голубь обозначает апостола Символ голубя удержан в православной церкви и поныне.
Реже встречается в древнехристианской символике другая птица - феникс. В христианстве феникс служит символом воскресения. Основание этого заключается в древнем воззрении на эту птицу, выраженном в легендарных сказаниях древности. Легенда о фениксе была изветсна древним египтянам; о ней знали Геродот и Тацит; она находится в так называемой книге мертвых. Из древнехристианских писателей о ней говорят Климент римский в 1-м послании коринфянам, Тертуллиан, Ориген, составитель Постановлений апостольских, Кирилл иерусалимский; обычно повторяется рассказ этого в так называемых физиологах. В восточных странах около Аравии, - приводим слова Климента александрийского, - совершается необыкновенное знамение.Там есть птица, называемая фениксом.Будучи единственной в своем роде, она живет 500 лет. Когда приближается время ее смерти, она устраивает себе гнездо из ливана, мирры и других благовонных растений, входит в это гнездо и умирает. Но из ее истлевшей плоти рождается червь, который питается влагой умершей и покрывается перьями. И вот, возмужав, он берет гнездо, где покоятся кости его умершего предка; с этой ношей он летит из страны аравийской в Египет,в город, называемый Илиополем; и когда достигает этого места, то в виду всех полагает эти останки на жертвенник солнца, и затем возвращается туда, откуда прилетел. Жрецы рассматривают летописи и узнают, что птица прилетела через 500 лет. В язычестве феникс был символом вечности, в христианстве стал символом бессмертия.
Павлин - служит также символом бессмертия, так как по мнению древних тело его не подвергалось разложению. Петух - символ воскресения, потому что своим пением пробуждает он людей ото сна, а пробуждение ото сна, по Пруденцию, переносит мысль христианина к страшному суду. Символ агнец, заимствованный первоначально из жизни пастухов и потому простой и понятный, но в то же время выразительный, был весьма распространен в христианском искусстве. Этот символ изображает собой Иисуса Христа, закланного за грехи мира. Определением Трулльского собора (691-692 гг.) символическое изображение Агнца - Христа отменено и вместо него предписаны прямые изображения Иисуса Христа "по человеческому естеству (kata ton anqrwpinon caraktеra)". Собор мотивирует свое постановление тем, что "агнец" есть символ ветхозаветный и что в новом завете приличнее заменить его ясными и определенными изображениями событий искупления. Насколько позволяет судить наличный состав памятников, ко времени Трулльского собра выработался уже определенный византийский тип Иисуса Христа, появлялись лицевые евангелия и цельные исторические циклы изображений, относящиеся к к лицу Иисуса Христа, в мозаиках. Идти навстречу этому иконографическому изображению с символическою фигурой агнца было бы и несовременно, и бесполезно.
К числу древнехристианских символов нужно отнести также и крест. Те формы его, которые мы имеем в употреблении в настоящее время, появились в христианстве не вдруг. Крест в глазах язычника служил орудием позорной казни, и потому почитание его христианами вызывало насмешки и порицание: язычники называли христиан крестопоклонниками, возводили на них обвинения в грубом безбожии и изображали предметы их почитания в карикатурном виде. Подобные насмешки и клеветы вынуждали христиан скрывать свои догматы под покровом символа.Действительно, христиане на первых порах не только не изображали нигде распятого Спасителя, но даже не имели прямых изображений креста. Распространенный в дохристианской древности обычай изображения монограмм на перстнях, печатях и других предметов подал христианам мысль монографического изображения Христа и креста. Древнейшую из таких монограмм представляет собой буква Х, означающая как Христа, так и крест, на котором он был распят. Монограмма эта появляется на гробницах христиан, печатях, перстнях ранее III в. В III в. она осложняется присоединением буквы I в середине: монограмма эта обозначает Iеsoуz Cristoz.

В III-IV вв. явилось дальнейшее видоизменение этой монограммы - в иде соединенных букв Х и Р; монограмма эта называлась монограммой Константиновой, потому что по повелению императора Константина, после видения им креста на небе, изображена была на полковых знаменах, а потом и на монетах как самого Константина, так и последующих императоров: Констанса, Магнеция, Иовиниана, Валентиниана I, Грациана, Валентиниана II, Феодосия, Гонория и Аркадия. Все эти моногрвммы, ясно выражая имя Христа, имели лишь весьма отдаленное сходство с христианским крестом. Только после Константина Великого мы встречаем уже на памятниках древности попытку разоблачения этого символа и приближения его форм к формам действительного креста; первая попытка этого рода относится к 355 г. и представляет собой букву Р, перечеркнутую горизонтально; получается таким образом форма креста в соединении с буквой Р; около того же времени фигура эта появляется на монетах как восточных, так и западных. Отселе с IV в. формы монограмм сильно разнообразятся, хотя и имеют в своей основе формы, нами отмеченные. Естественным продолжением этих монограмматических форм было прямое изображение креста. На памятниках древности оно появляется около времени Феодосия Великого, когда, следовательно, христианство проникло уже во все сферы гражаднской, общественной и домашней жизни. В отличие от креста монографического, который в средние века стали назвать Бургундским, Андреевским (по преданию на нем был распят Андрей Первозванный) и crуx decуssata, кресту прямому присваиваются названия: crуx comissa и crуx immissa: первый называется также крестом тау, по сходству его с еврейской и греческой буквой t; второй - общеупотребительный крест с V в. подразделяется на греческий, когда вертикальная и горизонтальная балки равны, и латинский, в котором вертикальный брус длиннее горизонтального; разделение это впрочем не точно: тот и другой из них в древности употреблялись одинаково как на востоке, так и на западе. Все эти изображения креста не имеют еще на себе изображения распятого Спасителя. Воззрение на крест, как на орудие позорной казни, было еще свежо в первые 3-4 века, а потому христиане остерегались изображать распятие Спасителя во всей его наготе; его заменял отчасти простой крест, отчасти крест с изображением агнца у подножия или в центре креста; крестная смерть представлялась также под образами жертвоприношения Авраама и Ионы во чреве кита. Древнейшия изображения распятия появляются не ранее V-VI вв.
Продолжая обозрение древнехристианских символов, отметим еще фигуру льва - как символ силы и могущества, орла - символ юности ("обновится яко орля юность твоя"), змеи - символ зла, в частности диавола, оленя - символ апостола, или кающегося, или святого, пальму - символ победы, оливковую ветвь - символ вечного мира, лилию - символ чистоты, венок - символ победы над смертью и диаволом. Редкое явление в области христианской символики - это изображение героя Орфея с лирой в руках. Языческий Орфей в описании Филострата является молодым человеком, играющим на арфе. Игра его, по древнему сказанию, была настолько совершенна, что могла привлекать милость богов, укрощать ярость морских волн, останавливать течение рек, укрощать диких зверей и заставлять деревья покидать свои места и следовать за ним. Возможно допустить, что указанные свойства лиры Орфея послужили поводом к введению его в круг христианской символики. Как Орфей своей лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим божественным словом привлекал к Себе диких людей. Подобная параллель между Иисусом Христом и Орфеем приводится во многих сочинениях древних авторов.