Церковь Спаса Преображения на Ковалеве
нет комментариев, добавить первый

Спускаясь далее по течению Волховца, мы издалека видим высокий холм. На нем стоял Ковалевский монастырь, от которого теперь остались лишь руины. Церковь Спаса на Ковалеве была выстроена в 1345 году новгородским боярином Онцифором Жабиным. Она принадлежит к числу памятников переходной эпохи, в архитектурном облике ее отразились и те новые поиски, которые характерны для новгородского зодчества конца ХIII - первой половины ХIV века, и старые традиции домонгольского периода. Подобно церкви Спаса-Нередицы и другим храмам конца ХII века, церковь Спаса на Ковалеве имеет посводное покрытие, однако, подобно храмам конца ХII века и начала ХIV века, фасады ее не расчленены лопатками, а на восточном фасаде традиционные три апсиды уже сменились одной. Характерной особенностью Ковалевской церкви являются притворы, примыкающие с западной, северной и южной сторон к основному кубическому массиву храма. Южный притвор являлся фамильной боярской усыпальницей Жабиных. Раскопками под древним полом были обнаружены погребения в деревянных долбленых колодах и в каменных гробницах, форма которых повторяла деревянные долбленые колоды. 

Роспись Ковалевской церкви была исполнена в 1380 году на средства некоего Афанасия Степановича и подружи» (жены) его Марим, как сообщала об этом древняя надпись над западным входом в храм. До 1941 года роспись покрывала купол, алтарную часть, северную и южную стены храма, значительную часть столбов и арок, а также западный притвор храма. Ковалевская стенопись, исполненная южнославянскими, по-видимому, сербскими художниками, является еще одним доказательством прочных культурных связей Новгорода с балканскими славянскими странами, что убедительно доказывают также и литературные связи Новгорода ХIV - ХV веков.

Балканские мастера, работавшие над росписью Ковалевской церкви, несли в своем искусстве традиции византийского искусства ХIV века, однако значительно осложненные и переосмысленные в южнославянской художественной среде. Наиболее выразительной была роспись барабана, где мастер создал блестящую серию экспрессивных и глубоко индивидуальных характеристик пророков и праотцев. В 1941 - 1943 годах фашистские захватчики разрушили Ковалевскую церковь. Роспись ее превращена полностью в обломки.