Кривия

В статье «Венемаа» на портале отмечено, что Россия – вероятно по традициям тысячелетий – обозначается до сих пор в эстонском языке (est) - Venemaa, а в финском (fin) – Venäjä. Для венгров , тоже давно знающих русских ,она (hun) - Oroszország.

А вот для латышей и ливов ( lav) -Krievija, Krīevõmō. И это тоже – вместе с тем, вероятнее всего – древнее библейского Роша (Роса), имя которого перешло Великой Скифии по мере ее христианизации.

Все это касается пограничий Новгородской земли со времен античности. Взаимосвязи словено-русов, балтов  и финно-угров прослеживаются здесь хотя бы на глубину в несколько тысячелетий, поэтому финно-угорские народы и близкие славянам балтские языки своими названиями Руси и России как бы хранят память о реальных глубинах послепотопного союза «Русь, чюдь и вси языци».

В этой небольшой статье нет возможности повторить все то, что уже представлено в ряде материалов портала. Для выяснения ряда подробностей стоит обратиться к ним.

Итак, Кривия (Кривейя; Krievija) – название России в латышском и ранее в ряде архаичных балтских языков. Русские (Европы, Азии) фигурируют в латышском как krievi (Eiropa, Āzija), царская Россия как cariskā Krievija. Литва (Lietuva) явно в «кривичи» не попадает, хотя в науке упорное стремление связать кривичей именно с балтами у ряда исследователей есть.

Русские летописи - преимущественно в духе «Повести временных лет» - на время после смерти Кия и его братьев сообщают:

 «И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане.

От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи».

 Эти княжения, связанные со славянами Приильменья, фиксируются примерно на 5 – 7 вв., когда славяне начинают мощные походы на Рим, Византию и другие земли. Полочане – славяне – обозначены родоначальниками кривичей. И археологи нередко связывали их распространение примерно с культурой длинных курганов 6 – 9 вв.

По мнению П. Н. Третьякова, название «кривичи» имело балтское происхождение - от Кривее-Кривейте, персонажа литовской языческой мифологии. Его поддерживал Б. А. Рыбаков, считавший, что кривичи образовались в результате смешения славян с балтами, ассимиляции последних. Подобные версии можно найти в работах Г. Миллера, Н. Карамзина, Т. Нарбута, А. Киркора и иных ученых, которые вели происхождение названия кривичи от имени верховного жреца балтов Криве-Кривете.

По Г. В. Штыхову, название «кривичи», возможно, произошло от имени старейшины рода Кривее, но могло обозначать и близких по «крови». Для С. М. Соловьева название «кривичи» связано с характером местности, которую они нередко занимали, отсюда связи с балтским (литовским) словом kirba (топь, трясина).

Чтобы слишком не увлекаться и другими разными версиями, приведем мнение авторитетных филологов и мифологов.

«КРИВ, в восточнославянской мифологии родоначальник племени кривичей (Κριβιτσηνοι в сочинении византийского императора 10 в. Константина Багрянородного). Название кривичей сходно с обозначением русских (knevisks, krievs) и России (Krievija) в латышском языке. Предполагается связь имени К. с обозначением кривого и левого (ср. греч. имя Лаий, букв. «левый»), а также с литовским наименованием верховного жреца Криве; левое, кривое и т. п. характеризует земных персонажей, в противоположность небесным богам (ср. Правду на небе и Кривду на земле).

Лит.: Иванов В. В., Топоров В. Н., Мифологические географические названия как источник для реконструкции этногенеза и древнейшей истории славян, в кн.: Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев, M., 1976; Иванов В. В., Язык как источник при этногенетических исследованиях..., там же. В. И., В. Т.- Иванов В. В., Топоров В. Н.,» (понятно: Мифы народов мира»).

Если это так, то образу Крива в индоевропействе не менее нескольких тысячелетий. И утверждали этот образ на землях Юго-Восточной Прибалтики пращуры индоевропейцев хотя бы с 3 тыс. до н.э. – эпических времен и появления у Ильменя скифских князей Словена и Руса.

По современным представлениям, культура боевых топоров (иначе Культура шнуровой керамики или Культура одиночных могил) — огромный археологический регион в Европе, творцы которого консолидировались в позднем неолите. В различных местах этносы этой культуры проявляли себя с 3200 до н.э./2900 до н.э. до 2300 до н.э./1800 до н.э.. Племена культуры боевых топоров часто считают первыми индоевропейцами на территории Средней Европы. (J. P. Mallory, "Corded Ware Culture", Encyclopedia of Indo-European Culture, Fitzroy Dearborn, 1997. и др.). Формирование этой культуры явно подталкивалось с юго-востока примерно в 5 – 4 тыс. до н.э. 

Это период – в частности – мощного балто-славянского единства, где в регионах пограничий индоевропейцев и финно-угров возникали древнейшие изоглоссы, имеющие полиэтничный характер – как наследие ностратического содружества. Отсюда возможности трактовать ононимы типа Волга, Волхов, Ловать, Москва и подобные как ранние финно-угризмы, балтизмы или славянизмы. А по корням они зачастую оказываются наследием ностратики.

Понятно, сохраняются традиции более частных и мелких дроблений, в результате которых этно-глоттохронологические общности почти не просматриваются. Но даже в таких членения игнорировать распространение культурно-исторической области шнуровой керамики и боевых топоров от Балтики до округи Валдайских гор (гор Рип индоевропейского эпоса) теоретически и практически невозможно.

Европа в первой половине II тысячелетия до н. э. Археологические культуры 1 — культуры ямочно-гребенчатой керамики; 2 — культурно-историческая область шнуровой керамики и боевых топоров; 3 — фатьяновская; 4— волосовская; 5 — приднепровская; 6 — катакомбная; 7 — западноанатолийская область культур среднего бронзового века; 8 — среднеминойская; 9 — среднеэлладская; 10 — кастелучьо; 11 — коло-коловидных кубков; 12 — распространение мегалитических сооружений; 13 — апеннинская; 14 — полада; 15 — ремеделло; 16 — альтгейм — мондзее — вучедол; 17 — бубани-хум; 18 — хатван; 19 — тосег; 20 — витенберг; 21 — ватина; 22 — глина — шнекенберг; 23 — монтеору; 24 — унетицкая; 25 — Сены — Уазы — Марны; 26 — Роны; 27 — лос-мильярес и пальмела; 28 — среднемакедонская; 29 — среднекикладская Отдельные культуры, входящие в область шнуровой керамики: 30 — саксо-тюрингская; 31 — злота; 32 — одиночных погребений; 33 — одрская; 34 — ладьевидных топоров; 35 — висло-неманская; 36 — нижнерейнская культура кубков; 37 — верхнерейнская культура кубков;38 — шнуровой керамики Западной Украины

Это данные сравнительно устаревшей но все еще признаваемой археологами книги А.Л. Монгайта « Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века». Датировки ряда культур, включая волосовскую, уходят вглубь прошлого на тысячи лет. При этом сквозные традиции этносов Евразии здесь идут со времен палеолита, включая и женские украшения. Да, были в ходу и «кривые символы», в частности – со времен палеолита – и близкие почти по всей планете символу вечного бега жизни.

 

 

Некоторые виды шнуровой керамики 4 – 2 тыс. до н.э. (на территории в границах СССР) и др.

Источники: lib.ru,  www.edic.ruru.wikipedia.orgwww.organizmica.ruwww.archeologia.ruwww.northcongress.ural.ruwww.geocities.com,  bronza-lib.narod.ru

 Страницы: 1, 2, 3