Созданная часть и проект (часть 2)

К началу работ над детальным генпланом музея коллектив Витославлиц обладал уже солидным опытом и знаниями. Систематические экспедиции в районы области позволили собрать солидный предметный материал, получить обширные сведения о старой жизни и быте крестьян разных регионов, о народных празднествах, повериях, свадебных и похоронных обрядах, о повседневном быте и труде, о социальном положении, распространении тех или иных ремесел и о многом, многом другом.

Накопились знания и об архитектуре старой новгородской деревни. Планировка деревень, хотя в целом мало менялась, но развивалась. В отдельных случаях удавалось зафиксировать наиболее старый и самый, может быть, распространенный тип "свободной" планировки. Под ним подразумевается такое поселение, в котором как бы нет четких улиц и переулков кроме въездов и выездов на дороги и поля. Избы крестьян и все хозяйственные постройки размещены "свободно" относительно друг друга. Но эта свобода кажущаяся. На деле все постройки четко взаимосвязаны функционально, подходы к ним коротки и легкодоступны. Несмотря на кажущийся хаос, ни одна крестьянская усадьба не мешает другой, проходы и проезды между ними доступны и рациональны. Обязательные условия: избы главными своими фасадами, а стало быть и окнами, обращены на юг или близкие к нему направления; учитываются и "нейтрализуются" неблагоприятные ветры, снежные заносы и другие каверзы погоды; создаются максимальные удобства и даже своеобразный уют. Такие деревни обязательно ставились на берегах озер или рек, на высоких рельефных местах и по своему характеру очень живописны и приветливы. Все другие типы планировки деревень, особенно поздние уличные не могут сравниться со "свободными" деревнями. 

Большинство деревень Новгородской области имеет уличную планировку. Чаще встречаются деревни с одной улицей. Реже - в несколько улиц и переулков. Обычно это крупные поселения и формировались в течение двух, трех и более столетий. Приходится учитывать, что деревни часто горели, иногда выгорали дотла и не один раз. При возобновлении планировка их не всегда повторяла прежнюю. Улицы в деревнях бывают прямые и изогнутые, зависимые от характера рельефа, поворота реки или берега озера, у которых расположены поселения.

Наиболее старые - уличного характера деревни с однорядной застройкой. Дома их обязательно ориентированы на южную сторону. Улицы почти всегда изогнуты. Соседство озера, реки, в крайнем случае - ручья, непременно. Очень часто у таких деревень позднее застраивался и второй, противоположный ряд, в котором окна изб смотрели на север. Незавидная участь для жильцов.

Большое и отрицательное воздействие на планировку деревень оказали различного рода указы и распоряжения верховных и местных чиновников, требовавших "регулярной" застройки. А такие диктаты известны с конца XVIIIв. и до наших дней. При их внедрении на местах не учитывались все или почти все условия жизни и труда крестьянина.

Радиально-центрической планировки деревни, при которой в центре расположена площадь, иногда с церковью, а от площади веером расходятся улицы, на Новгородчине не встречено.

Довольно полно удалось исследовать характер деревянных построек разных регионов. Культовые сооружения - церкви и в значительной мере часовни "не подвластны" границам территории. По своим типам и характеру они распространены гораздо шире и лишь время построения диктует их архитектуру.
Только характерные избы в сочетании со скотными дворами и другими хозяйственными постройками, что ранее и означало крестьянский двор, усадьбу привязываются к определенным территориям, зонам. Зоны не имеют четких границ, они как бы наплывают друг на друга, что вполне естественно. Деревни, стоящие у этих условных рубежей, теснейшим образом связаны друг с другом различными отношениями, в том числе и родственными.

Формирование типов изб и их устойчивость во времени были предопределены, видимо, в первую очередь локальными природно-климатическими условиями и сухопутными путями, сложившимся за длительное время крестьянским укладом жизни и трудовой деятельности, какими-то другими условиями, разгадать которые не легко. 

Тип избы, стоящей на высоком подклете, со скотным двухъярусным двором, расположенным за жильем и под одной крышей с ним, избы, имеющей сбоку "передок" где стояли телеги, дровни, сани, с галереей-"прикрольком" со стороны улицы и сбоку, иногда с резным балконом в основании "чела" (фронтона) присущ определенной зоне, которая условно названа Мстинской. Действительно, более всего такие избы встречаются в очень широком бассейне реки Мсты, начиная с ее среднего течения до устья. Но эти избы "расползлись" и шире. По тракту Петербург-Москва они "шагнули" почти до Торжка, а в противоположную сторону за Чудово.

По существу тип избы распространен на всей центральной части области и охватывает восточную половину Новгородского района, Крестецкий район, восточную половину Парфинского, Маловишерский, часть Окуловского, северную половину Валдайского и Чудовский район.

Это - изба "брусом", у которой помещения расположены друг за другом вглубь участка и перекрыты общей двухскатной крышей. Есть и другой тип изб в этой зоне - избы "кошелем". В них также все помещения собраны под одной двухскатной крышей, но асимметричной. Один скат ее нормальный, крутой, но короткий, другой - очень длинный и пологий. В постройке два жилья: летнее, стоящее на высоком подклете, и зимнее без подклета. Остальные помещения - скотный двор с хлевами, сарай над ними, сени, клеть и амбар расположены за жилыми помещениями. Все они сгруппированы в один блок, близкий в плане к квадрату. Перед подклетом с главного фасада и сбоку имеются галереи-прикрольки. Таких изб выявлено мало, но, судя по рассказам жителей деревень, было гораздо больше.

В северо-восточную зону входят северная половина Боровического района и районы Мошенской. Хвойнинский, Пестовский. Наиболее богатым по количеству сохранившихся старых крестьянских изб оказался Пестовский район. Здесь их не только больше, они наиболее характерны, выразительны, лучше сохранились. Типы изб, характерные для этой зоны, распространяются и дальше на северо-восток в Устюженский район Вологодской области, который как уезд до 1918г. входил в состав Новгородской губернии.

Избы в этой зоне в основном двух типов: "двойни" и "брусом". Для всех их характерна низкая подизбица, которая в зависимости от входа в нее называется либо подпольем, если вход только из помещения через "голбец", либо подвалом, если есть еще вход и снаружи через низенькую дверцу.
"Двойня" - двойная изба, состоящая из двух самостоятельных изб, летней и зимней, соединенных передними сенями и перекрытых общей двухскатной крышей. Обычно такие избы развернуты длинной стороной вдоль улицы. За жильем устроены задние сени, из которых входы ведут в оба помещения. К сеням сзади примыкает скотный двор, решаемый в нескольких вариантах. Он может тянуться вдоль сеней, соответствуя всей длине избы, средней ее части, только левой или правой. Может размещаться поперек сеней в середине, против левого или правого жилья, имея самостоятельную двухскатную крышу. При продольном размещении двора крыша у него односкатная. Жилая часть двоен имеет тоже несколько вариантов решения. Например, в двойне нет передних сеней, или вместо передних сеней устроен проезд в скотный двор (вероятно, наиболее ранний вариант), или вместо передних сеней устроена клеть.

Изба "брусом", в которой все остальные помещения размещаются за жильем последовательно: сени, клеть, конюшня и хлева, на которых устроен сарай, названа этим термином условно. Поскольку двухскатная крыша двора несколько ниже такой же крыши над жильем и сенями. По количеству избы обоих типов в зоне распространены равномерно.

Зона Поозерья выделена специально из-за своего особого исторического значения, хотя по территории занимает незначительный участок земли, ограниченный западным берегом озера Ильмень и рекой Веряжей, впадающей в озеро и текущей почти параллельно его берегу. Ширина территории не превышает 3,5-4 км, протяженность - 21 км. Поозерье отличают близость к Новгороду и тесные экономические связи с ним, исключительная плотность населенных пунктов, глубокая древность освоения этой территории человеком, сочетание активного земледелия с интенсивным рыболовством, сохранения коренного населения словен и их обычаев. Считается, что ни крупные переселенческие мероприятия Ивана III, ни трагический разгром Новгорода и его земли Иваном IV Грозным не затронули Поозерья.

Старых домов в Поозерье мало. Здесь изрядно "потрудилась" прошлая война, очень многие деревни были расстреляны или сожжены полностью или почти полностью. Некоторые деревни так и не возродились. И все-таки из сохранившегося старого фонда жилых построек можно выделить два основных типа, здесь распространенных. Это изба "брусом" и изба "пятистенок".

Избы обоих типов стоят обычно на средней высоты (около 1,5 м) подклетах. Хотя встречаются экземпляры "бруса", у которого подклет довольно высок. Подклеты обязательно имеют наружный вход спереди или сбоку. У "бруса" за жильем традиционно расположены сени и двухъярусный скотный двор с конюшнею, хлевами и сараем наверху. Клети не сохранились, но, по рассказам старожилов, "были в старину". Крыша над скотным двором ниже, чем над жильем. Она трехскатная, причем, торцовый скат решен необычно. На половину или треть высоты идет нормальный скат, выше - фронтон с дверцею для загрузки сарая сеном.

"Пятистенок" - это собрат "двойни". Он никогда не имел передних сеней, а только задние, у которых устраивались либо один, либо два входа в торцах. Скотные дворы располагались за ними и повторяли те же варианты и формы, как и в избах-двойнях.

Поозерье отличается от всех других территорий области специальными рыболовецкими постройками: рыбными амбарами, амбарами для рыболовецкого инвентаря, небольшими доками и рыбокоптильнями, называемыми "печек".

Вся западная часть области, бывшая под оккупацией, очень мало сохранила деревень, а следовательно и старых построек. На основе уцелевших можно судить, что принципиальных отличий избы этого региона от изб других районов, кроме центральной зоны (Мстинской) и Поозерья, не имеют, хотя разнятся в деталях, а весь крестьянский двор несколько отличается и в планировочном решении. Материал для проектирования этого сектора представлен этнографом Васильевым М.И.

Особо следует отметить юго-восточную часть области, конкретно - юг Валдайского и Демянский районы. Деревни здесь крайне необычны. Довольно много кирпично-деревянных и кирпичных домов. Есть, например, такие варианты: зимняя изба, передние и задние сени, крыльцо, конюшня деревянные, а летняя изба и хлева кирпичные. Или, - обе избы и хлева кирпичные, остальное деревянное. Впрочем, разнообразия гораздо больше. Встречались деревни, где все постройки были кирпичные.

Кирпичные дома в основном здесь трех типов: "брусом", "двойни", "пятистенки". В двух последних типах постройки в сочетании со скотным двором в плане представляют собой "Г" - образные (двух зеркальных видов), "Т" - образные и "П" - образные варианты. "П" - образный вариант имеет два скотных двора и рассчитан на две семьи, обычно родственные.

Кирпичные дома здесь строились примерно с 70-х годов прошлого столетия до 20-х нашего. Почему им отдавалось предпочтение, а не дереву? Лес принадлежал государству или крупным владельцам и был очень дорог. А глина под ногами. В строительстве принимали участие один-два профессионала каменщика и вся семья крестьянина, будущего хозяина дома. Копали глину, месили, формовали кирпич, сушили, потом напольный обжиг, заготовка извести, песка и, наконец, кладка. Строительство длилось один-два летних сезона.

Тема кирпично-деревянных и кирпичных домов заслуживает особого рассмотрения. В проекте музея предусмотрен только один такой дом в Мстинском секторе.

Результаты обследования деревень области, проведенное научное зонирование территории по многим природным, климатическим, архитектурным, планировочным, путевым, этнографическим признакам позволило отразить в генплане и его секторах хотя бы общие черты каждой зоны.
Музеи под открытым небом, музеи народного зодчества - искусственные образования. В них невозможно выдержать, например, четкого количественного соотношения изб и хозяйственных и производственных построек, особенно соотношение культовых построек к гражданским, гармонично связать постройки из разных зон. Поэтому проектирование и практическое создание их требует от авторов очень внимательного, глубокого и всестороннего рассмотрения многих общих и частных вопросов, особенно в тех случаях, когда такой музей вторгается в уже сложившуюся историческую застройку города, его окрестностей и природного ландшафта. Во-первых, нужно "погасить" какими-либо средствами иллюзию искусственности и, напротив, требуется создать впечатление естественности застройки. Во-вторых, музей не должен быть чуждым, инородным элементом в общегородской застройке и всего окружающего ландшафта.

В историческом плане у нас все благополучно. Пантелеймонов монастырь, располагавшийся на восточной оконечности парка, его село со всей музейной территорий и деревней Горка, располагавшейся, вероятно, в районе заброшенного стадиона или чуть дальше к югу, издавна были приписаны к Юрьеву монастырю и составляли общую с ним территорию до XX столетия. Не случайно, поэтому, охранные и ландшафтные зоны этих территорий считаются едиными. Новгород с начала XII в. до начала XIX в. был окружен ожерельем монастырей и поселений на небольших возвышениях среди общей равнинной и затопляемой в паводки территории. Возрождение высотного силуэта церкви рядом с утраченной церковью Пантелеймона не только правомерно, но и желательно.

Русские (и в том числе Новгородские) монастыри никогда не были замкнутыми в своих каменных или деревянных стенах ансамблями. Вокруг себя они имели множество жилых, хозяйственных и производственных построек, без которых обители не могли нормально существовать. Такая застройка была и у Юрьева монастыря. Остатки ее обнаружены к северу от главного комплекса. Располагая здесь часть свозимых построек, мы не нарушаем исторических традиций.

Вся территория парка дачи Семевских, позже Орловой, носит следы застройки, распашки, остатки садов и огородов. Даже к 1917 г. здесь непосредственно у дачи, кроме двухэтажного и одноэтажного каменных домов, значились еще "баня и ледник, в) деревянный на каменном фундаменте дом и г) деревянный, крытый железом сарай, приспособленный под дачные помещения" [1].

Проведенное условное зонирование области определило четыре жилых сектора в музее: Мстинский, северо-восточный, Поозерский и юго-западный. Первый запроектирован и строится в центре музея, второй заложен к западу от него, третий на восточной окраине парка и четвертый сбоку у дороги, ведущей от западной поперечной аллеи к восточной.

Основу каждого сектора составляют крестьянские усадьбы с полным или частичным набором хозяйственных построек. В северо-восточном секторе запроектировано пять крестьянских усадеб, расположенных в один ряд вдоль улицы. Отсюда в перспективе должен начинаться осмотр музея, здесь запроектирован главный вход в музей и касса, а не в центре музея, как сейчас.

В Мстинском секторе предполагается разместить шесть усадеб, но с двухрядной уличной застройкой. Четыре из них уже почти полностью сформированы. Недостает нескольких хозяйственных построек (амбаров, бань, сараев и прочего).

Предполагается, что Поозерье будет представлено тремя усадьбами, расположенными свободно в западной стороне от Успенской церкви из Курицко.
Наконец, в юго-западном секторе запроектировано четыре крестьянских усадьбы с односторонней уличной застройкой.

Все секторы, кроме юго-западной, расположены на одной сквозной туристской магистрали и очень удобны для осмотра. Поскольку эта основная дорога ориентирована с запада на восток, то почти все избы своими главными фасадами "смотрят" на юг, что отвечает старым традициям сельской застройки.

* * *

В названии музея присутствует слово "народный". Оно не случайно. Сельское строительство в конце прошлого столетия испытывало серьезное влияние городской культуры, которое заглушило народные традиции. Это выразилось, в частности, в применении дощатой обшивки, раскраске фасадов, появлении классических форм в наличниках окон, поясков, карнизов. Стены изб внутри стали оклеивать обоями, а цельное помещение расчленять перегородками. Самцово-слеговую конструкцию крыши сменила стропильная. Вместо старых драничных, тесовых, иногда соломенных кровель стали делать щеповые, шиферные, металлические, реже черепичные. Не малое влияние на архитектуру деревенских изб оказала так называемая "ропетовщина". Идеолог этого течения в проектировании изб архитектор И.П.Петров (псевдоним Ропет) и его последователи ложно поняли сельское народное строительство. Поняли с чисто декоративной, украшательской стороны, чего на самом деле не было. Появилась масса декоративных деталей со сквозной замысловатой резьбой, совершенно не характерной для дерева, как строительного материала и заимствованной из живописи, набоек и кружев. Все это ничего общего не имеет с подлинной народной архитектурой, где все просто, лаконично, выразительно и функционально обосновано, а дерево, как специфический строительный материал, не "разрушено". Подобные постройки не должны стать экспонатами Витославлиц.


 [1] ГАНО, фонд 526, опись 1, ед. хр. 67, лист 66, оборотн.

Назад     Далее