Объем интернет-торговли показывает завидный рост, привлекая новых игроков. Просторы рунета осваивают не только розничные сети, но и аптеки. Директор по развитию ЗАО НПК «Катрен», руководитель проекта Apteka.ru Анатолий Тенцер рассказал, почему многие хотели, но еще никому не удавалось создать фармацевтический интернет-супермаркет.
— С развитием интернет-торговли потребительскими товарами идея создать онлайн-аптеку давно витает в воздухе. Что мешает развитию виртуальной продажи медикаментов?
— Самое главное — интернет-аптеки в их классическом понимании нарушают законодательство, поскольку просто невозможно легально осуществлять доставку до квартиры каждого покупателя. По закону передавать медикаменты можно только внутри помещения, имеющего лицензию на розничную торговлю лекарствами. Конечно, в сети можно найти интернет-аптеки, которые доставят прямо домой, но доверять таким я бы не стал. Дело в том, что стационарный аптечный пункт всегда находится в поле зрения контролирующих органов: по любому запросу в аптеку может прийти фармконтроль и проверить качество медикаментов. В интернет-аптеке это невозможно, поэтому они чаще являются каналом сбыта «серых» медикаментов.
Возникает странный перекос: объем интернет-торговли растет, людям удобно заказывать товары в интернете, а аптеки не могут предложить такую услугу. Нам удалось решить эту задачу и в прошлом году мы запустили сервис заказа медикаментов Apteka.ru. Он представляет собой не классический интернет-магазин, а скорее фармацевтический гипермаркет, где можно выбирать товары из десяти тысяч наименований по очень привлекательным ценам.
— Как работает сервис Apteka.ru?
— Пользователь на сайте выбирает медикаменты, гигиенические средства и любой другой товар и заказывает их доставку в любую аптеку среди наших партнеров. При этом, стоимость лекарств будет, в среднем, на 15 – 20% ниже розничной, а заказ привезут по выбранному адресу на следующий день. Это выгодно покупателям, поскольку позволяет существенно экономить на дорогих медикаментах, а также выбирать из расширенного ассортимента, который не встретишь ни в одной аптеке. После того, как заказ поступит в аптеку, клиенту приходит SMS-оповещение. Оплата происходит непосредственно в аптечном пункте.
Наши партнеры активно подключаются к программе: всего в России с нами работают более 5 000 аптек, до конца года планируем увеличить эту цифру до 10 тысяч.
— Все ли медикаменты можно купить на сайте?
— Можно купить любые препараты, кроме тех, на которые идут особые правила продажи. Это относится к медикаментам из наркотического ряда и тем, которые требуют особых условий хранения. Компания «Катрен» несет ответственность за качество лекарств, поэтому мы тщательно контролируем температурные требования при транспортировке. Как только наладим холодовую цепочку, начнем доставлять и такие лекарства. Рецептурные препараты также можно заказывать через наш сервис — но получить их в аптеке можно будет после предъявления рецепта от врача.
— За счет чего удается предоставлять низкие цены?
— Фактически мы продаем по оптовым ценам с минимальной наценкой. Для компании «Катрен» осуществлять оперативную доставку не составляет труда: мы и так ежедневно доставляем товары в каждую аптеку. Передать заказ для частного покупателя нам не сложно. При этом, аптеки, выдающие товар, не несут никаких рисков: им не нужно хранить товар на складе, тратить деньги на привлечение посетителей, заказ гарантированно купят. Конечно, есть около 1% отказов, когда люди не забирают покупки, в этом случае заказ просто возвращается обратно. Аптеки-партнеры сервиса Apteka.ru привлекают дополнительных покупателей. Всем известно, что дороже всего обходится первый клиент, и, побывав однажды, покупатели привыкают ходить в привычную аптеку. И если некоторые препараты клиенты готовы ждать сутки, то в экстренных случаях они все равно будут покупать там, где привыкли. Кроме того, совместно с нашим заказом покупатель может приобрести попутный товар уже по обычным аптечным ценам. Другим преимуществом для аптек является большая сумма интернет-заказа, если средний чек в обычной аптеке составляет 250 – 300 рублей, то на сайте — 1200 – 1300 рублей.
Благодаря этому комплексу преимуществ аптека может снизить наценку на товар, заказанный по интернету, на 15-20% по сравнению с товаром на полках, по которому она несет дополнительные риски и издержки.
— ЗАО НПК «Катрен» развивает интернет-магазин Apteka.ru уже больше года. Как вы оцениваете результаты?
— Сайт Apteka.ru был запущен летом 2012 года и первое время доставлял заказы только в московские аптеки. В начале 2013 года мы начали развивать проект во всех крупных городах России. Сейчас посещаемость сайта составляет около 600 тысяч уникальных посетителей в месяц, в декабре 2013 года было выполнено более 30 000 заказов.
Покупатели активно заказывают детское питание и памперсы, дорогие медикаменты и контрацепцию, многие становятся постоянными клиентами — сейчас уровень повторных заказов превышает 20%.
— Расскажите о планах развития интернет-сервиса.
До конца года мы планируем существенно увеличить объем заказов. Наши заказы будут выдаваться в 10 000 аптеках страны. Работа в системе Apteka.ru — это конкурентное преимущество для партнеров.