Никольская церковь из деревни Тухоли

В Витославлицах в окружении столетних сосен, молодого ельника и "полуразвалившейся" каменной ограды на небольшом холмике стоит Никольская церковь из Тухоли. Мало кто знает, что холмик подсыпан, что грунт для него взят рядом изо рва, отрытого как пожарный водоем и одновременно, как элемент пейзажа. Ограда и ели тоже дело рук человеческих. Все это сделано для того, чтобы создать вокруг памятника окружение, близкое к тухольскому.

Никольская церковь из деревни Тухоли

Там церковь стояла за околицей деревушки на берегу реки Ниши при впадении в нее ручья Тухольки. Ниспадающий к востоку холмик, полурассыпавшаяся валунная ограда, стена елей, заросли кустарника делали местечко очень поэтичным и привлекательным.

Недалеко от церкви на левом берегу речки находилась когда-то усадьба помещиков Загорских, от построек которой и сейчас кое-где видны следы фундаментов.

Документальные сведения о церкви крайне скудны. Первое упоминание о Тухоли относится к 1478 г. в связи с походом князя Ивана III на Новгород. Князь останавливался "у Николы в Тухоли"1. Следующее известие относится к 1537 г.2

Через Заячий ям и Тухолю проходила дорога из Новгорода на Тверь и Москву. Для того времени, вероятно, Тухоля была крупным селом.

Но наша церковь принадлежит к более позднему времени. Приходилось слышать от старожилов предание о том, что церковь перевезена сюда из Усть-Волмы. Тоже самое писал и Н. Богословский: "Когда и кем основан приход при церквах Устьволмских, не осталось никаких актов, но в памяти прихожан до сих пор хранится предание, что прежняя Устьволмская приходская церковь находилась близ усадьбы г-жи Татищевой, называемой Устьвольном, и что церковь эта была деревянная и перевезена в деревню Тухоля (Зайцевского прихода), где она и доныне существует. Находящийся в ней антиминс выдан 1760 года при царях и великих князьях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче и при Корнилии митрополите Великого Нова-града и Великих Лук. Современен ли построению церкви и основанию Усть-Волмского прихода антиминс, неизвестно"3. Неизвестна также и дата освящения церкви. 1760 г. - дата ошибочная, вероятно, опечатка. Иоанн и Петр совместно царствовали с 1682 по январь 1696 г., когда умер Иван. Митрополит Корнилий занимал Новгородскую кафедру с 1674 по 1695 гг. Значит, антиминс был выдан и церковь освящена между 1682 и 1695 гг. Дендрохронологическая дата 1688 г. Вероятно, она самая точная.

В Тухоле "... по преданию находился мужской монастырь; в какое время и кем основан он неизвестно"4.

Хотя подлинные документы не найдены, сведениям Н. Богословского следует верить. Натурные данные (о них позже) свидетельствуют о том, что церковь перебиралась и перевозилась. Было это, вероятно, в XVIII веке и привезенный храм поставили на месте сгоревшей церкви. Может быть дата 1760г. связана с другим антиминсом, другим освящением после перевозки церкви?

Долгое время церковь находилась в забвении. Даже местные жители не могли сообщить ее точного названия (посвящения), запечатлев в памяти Нила Столбенского. Оказалось, в церкви была большая, в рост человека деревянная скульптура этого святого, справлялся большой праздник в его память, был торжественный вынос скульптуры на носилках во время крестного хода. Это запомнилось. Ошибка была повторена нами при первом обследовании и обмерах церкви и в чертежах она названа ц. Нила Столбенского.

Начальные сведения о церкви сообщил Н.Н. Романов. Он же сделал с нее небольшой рисунок. Позже, в июле 1963 г. я и Н. Красноречьева провели обследование храма, определили примерно его датировку, зафотографировали, обмерили, сделали графические реконструкции и отчет (илл.1). Более подробные исследования выполнены в июле 1966 г. при разборке и перевозке памятника в Витославлицы.

Перед разборкой церковь имела плачевный вид (илл. 2). Лишенные опор поздние обстройки начали обрушаться, деформируя основной объем церкви. Работы по перевозке памятника оказались своевременными, иначе церковь погибла бы.

Никольская церковь клетская постройка. Состоит из трех объемов: алтаря (в плане 3,65 х 3,65 м), кафоликона (помещения для молящихся, 4,65 х 4,65 м) и трапезной (5,85 х 5,85 м, размеры в осях стен). Алтарь и трапезная перекрыты двухскатными крышами самцово-слеговой конструкции. Центральный сруб значительно поднят над ними, промежуточными полицами и более высокой двухскатной крышей, увенчанной главкой. Боковые стены имеют небольшие повалы. В конце XIX века памятник подвергся капитальным перестройкам. Вся церковь, за исключением ее верха, была спрятана под галереей, охватившей постройку со всех четырех сторон. Галерея устроена на столбах, вкопанных в землю, и обшита досками. Возможно, в ее стенах имелись большие окна, но обшивка не сохранилась, и судить об этом трудно. Дощатая обшивка покрывала все стены церкви и снаружи и внутри. Для ее устройства плотники безжалостно протесали бревна на углах, на стенах, где были выпучины, и сделали зарубки под стойки, к которым прибивались доски.

В центральном объеме и трапезной в боковых стенах были прорублены большие окна, особенно большие в трапезной. Разобрали старое крыльцо. Над западной частью галереи устроили четырехгранную на столбах с четырехскатным покрытием и шпилем звонницу. По некоторым признакам (тонкие пиленые доски, характер обработки древесины, общие формы галереи и др.) дощатую галерею сделали во второй половине XIX века или даже в конце его.

Переделки и искажения коснулись и других частей памятника. Из помещения для молящихся и трапезной были удалены все скамьи, полочки, клиросы, столик в жертвеннике, переделаны все потолки и т.д. Когда церковь обследовалась, ее интерьер был пуст. Иконостас отсутствовал.

Снизу у церкви подрублено несколько новых венцов: в алтаре - 4-5, в церкви - 4, в трапезной - 3. Разница объясняется тем, что церковь стоит на склоне. Новые бревна значительно толще первоначальных и некоторые концы их ("остатки") не обрублены по вертикали. Первые бревна снизу имели паз. Следовательно, по крайней мере, один венец подрубки был утрачен.

На западной стене трапезной снаружи сохранились врубки от двух различных крылец: первого одновсходного (врубки для стропил односкатной крыши) и второго двухвсходного (врубка для балок под стропила и для подзоров, нижние врубки).

Оба факта свидетельствуют о том, что церковь перебиралась и перевозилась, подтверждают ранее приведенные сведения.

Столь значительные искажения не помешали, однако, поиску и выявлению первоначальных форм памятника, тем более, что основные объемы (собственно церковь, алтарь и трапезная) остались неизменными. Исследовались в основном оконные и дверные проемы, некоторые другие детали.

Первоначально церковь имела 4 волоковых и 2 косящатых окна. Волоковое окно в восточной стене алтаря устроено против жертвенника, т.е. резко сдвинуто к северу. Сохранилось сравнительно хорошо, но без задвижки и шпонки, удерживавшей задвижку сверху. Волоковое окно в южной стене алтаря сдвинуто к западу. От него уцелела лишь правая часть, если смотреть со стороны церкви. Остальное "съедено" большим окном конца XIX века. От волокового окна в южной стене церкви сохранилась лишь левая врубка для шпонки, удерживавшей задвижку. Наконец, волоковое окно в северной стене трапезной, смещенное к востоку, сохранилось так же, как и первое.

Косящатое окно в северной стене церкви зафиксировано подтесками в бревнах к восточному косяку, правда несколько испорченными (укороченными), но они жестко фиксируют высоту окна по наружному контуру. Найденный при разборке церкви нижний косяк окна дал информацию не только по ширине и толщине его, не только ширину окна по наружному контуру (88,5 см), ширину в свету (40 см), но и характер светового проема: проем был заовален, скруглен. Этих данных оказалось достаточно для воссоздания проема с предельной точностью.

Второе косящатое окно было устроено в южной стене трапезной. Следов от него уцелело мало, но все же они позволили установить его местоположение.

Наружный дверной проем сохранился, но с поздней коробкой, заменившей косяки. Проблем для его реставрации не было.

Стена, отделяющая трапезную от церкви, как уже отмечалось, вырублена в XIX веке на ширину церкви. По аналогии с множеством культовых построек этого времени не трудно было заключить, что первоначально здесь был дверной проем и может быть с фланкирующими его с двух сторон окнами. Когда стена почти полностью утрачена, казалось бы, искать следы первоначальных форм бессмысленно. И все-таки. В верхнем нетронутом бревне восточной стены трапезной замечена подтеска, которая фиксирует высоту дверного проема по наружной стороне, определяет ширину верхнего косяка, свидетельствует о том, что перемычка проема состояла из трех косяков. Это уже ценная информация. К сожалению, ширину двери не удалось установить.

Но вот на северном обрубленном торце стены была замечена разница в характере и цвете обруба в двух ближних бревнах. Она составляла чуть больше половины каждого бревна, была очень гладкой и темно-коричневого цвета. Это оказалось северной притолокой небольшого, узкого и, видимо, продолговатого оконца. Данных "не густо" и все-таки они позволили с небольшим сравнительно допуском полностью реконструировать и первоначальный дверной проем и два оконца по бокам.

Интересно, что четыре нижних бревна этой стены оставались круглыми, не протесанными, в то время как по остальным стенам круглыми бревна были оставлены только под скамьями. Скамьи в трапезной шли по всему периметру помещения, обрываясь лишь у дверных проемов.

В северо-западном углу трапезной зафиксированы врубки для полочки, располагавшейся в уровне северного волокового окна.

В церкви на северной стене есть врубки для единственного клироса, на ней же внизу, а так же на западной и южной стенах - врубки для скамей (лавок). Здесь же и в алтаре обнаружены врубки для других элементов, которые перечислять нет смысла. Они отражены в обмерных и проектных чертежах.

Полы во всех трех помещениях пластинчатые, в одном уровне. Солеи нет, хотя в это время в других храмовых зданиях ее уже делали.

Потолки пластинчатые, настланы в поперечном направлении в трапезной по двум продольным балкам, в церкви по одной, в алтаре без балки.

Кровли были тесовые без потоков, с резными концами досок на свесах. Имелись причелины, все разные и не первоначальные, а предположительно XVIII - нач. XIX вв.

На основании всех натурных данных был составлен проект реставрации, рассмотрен на реставрационном совете и рекомендован к осуществлению. (илл. ).

Разборка и перевозка памятника проводилась 19-25 июля 1966 г. Сначала были удалены все позднейшие наслоения. Затем выполнена разметка, далее разборка, вязка пакетов, погрузка автокраном их на лесовозы и перевозка в Витославлицы, закончившаяся 31 июля. Сборка и реставрация осуществлялись в течение второй половины 1966-1968 гг. (илл. ).

Клетская тухольская церковь - типичная постройка. В деревянном храмовом строительстве Руси этот тип церквей, вероятно, преобладал. Их и сейчас сохранилось не мало. Например, Лазаревская церковь из Муромского монастыря (XVIв.), Ризположенская церковь из села Бородова Вологодской обл. (XVIв.), Георгиевская церковь в селе Юксовичи Ленинградской обл. (1493 г.?), церковь из Спас-Вежи (1628 г.) Костромской обл., Никольская церковь (1766 г.) из села Глотова Владимирской обл. и многие другие. Относясь к одному типу, они не похожи друг на друга, они неповторимы. Все имеют свой архитектурно-художественный образ. Какой справедливый и неопровержимый укор нашему типовому строительству!

Никольской церкви из Тухоли плотники пытались придать некоторую монументальность, подвысив центральный объем и сделав на нем промежуточные полицы. И все-таки в ее облике присутствует приветливость, интимность, домашность что ли. Это не случайно: все ее объемы, особенно трапезная и алтарь несут в себе все черты крестьянских изб.